Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 100 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 100

НП с. 431).

Другой пример. После того, как Кришна достаточно наказал Калийу, змей сказал: «...Я не знал, кто Ты на самом деле, и по своему невежеству нанес Тебе ужасные оскорбления. Сжалься надо мной» (НП с. 431). Когда Калийа осознал верховное положение Кришны, он испугался, что оскорбил Его. Здесь Кришна - вишайа-аламбана, Калийа - ашрайа-аламбана.

Примеры: объект страха - демон

Демон может стать причиной {вишайа-аламбана) экстатического страха тремя способами: (1) когда его видят, (2) когда о демоне слышат, и (3) когда о нем вспоминают.

Когда демона видят

Увидев огромную фигуру Кеши и зная о недавних беспорядках, произведенных им, Яшода-майи очень встревожилась за Кришну (см. НП с. 432). В данном примере: видеть Кеши - вишайа-аламбана, Яшода - ашрайа-аламбана.

Когда слышат о демоне

«Когда пронесся слух, что этот демон, агрессивно настроенный, вступил в пределы Гокулы, мать Яшода так испугалась за своего ребенка, что лицо ее осунулось, а на глазах выступили слезы»48 (НП с. 432). Известие (услышанное) о вторжении агрессивно настроенного демона Кеши во Врадж - это вишайа-аламбана, Яшода — ашрайа-аламбана.

Объекты страха

1 Кришна 1 Демон 1 1 увидеть услышать 1 вспомнить

Когда вспоминают о демоне

«После гибели ведьмы Путаны подруги матери Яшоды стали расспрашивать о случившимся. В ответ на их расспросы мать Яшода попросила своих подруг: «Пожалуйста, не надо, прошу вас, перестаньте! Не напоминайте мне об этом случае с Путаной. Мне больно даже вспоминать о нем» (НП с. 432). Воспоминание о Путане - вишайа-аламбана, Яшода- деви - ашрайа-аламбана.

Анубхава

«Временными (неорганичными) признаками экстатического преданного служе-ния в страхе являются сухость во рту, возбуждение, оглядывание назад, желание спря-таться, смятение, поиски любимого, попавшего в беду и громкие рыдания» (НП с. 432).

В изначальном тексте (БРС 4.6.7) упоминается еще одна из уддипан экстатического ужаса - демон поднимает брови.

226

Вйабхичари-бхава

«К числу других временных признаков относятся также обман чувств, забывчивость и предчувствие опасности» (НП с. 432). Другие известные вйабхичари-бхавы бхайанака-расы - это страх, смерть, непостоянство, нервозность, упадок духа, подавленность и возбуждение.

Стхайи-бхава

Стахйи-бхавой бхайанака-бхакти-расы служит бхайа-рати (страх). Причиной ее возникновения могут быть совершенные оскорбления или какая-то личность, внушающая ужас. «Такой страх вызывают либо совершенные проступки, либо опасные ситуации» (НП с. 432).

Оскорбления бывают разных видов. Страх из-за совершенных оскорблений могут проявлять только преданные, заслуживающие сострадания Господа.

Внушающая ужас личность заставляет испугаться: (1) своей чудовищной внешностью, (2) своим злобным характером и (3) своей повергающей в трепет силой. Шрила Прабхупада упоминает: «Когда страх вызван каким-то внушающим опасения объектом, то им обычно является живое существо пугающей наружности, злобное по характеру и поведению»50 (НП с. 432).

Пугающая наружность

Путана вызывает экстатический ужас своей чудовищной внешностью. «Примером объекта, внушающего экстатический ужас, является ведьма Путана» (НП с. 432).

Злобный характер

Камса и другие жестокие цари - примеры коварных злодеев, чей злобный характер может вызывать экстатический страх. «Страх могут внушать также демонические личности типа царя Камсы» (НП с. 433).

Повергающая в трепет сила

Великие полубоги, Шанкара или Индра - это примеры великого могущества личностей, способных вызвать экстатический страх: «Страх могут внушать... могущественные полубоги: Индра и Шанкара» (НП с. 433).

Экстатический страх невозможен без любви

Бхайанака-бхакти-расу (экстатический ужас) могут испытывать только преданные, обладающие любовью к Кришне. «Демоны, вроде Камсы, тоже боялись Кришну, но их чувства нельзя считать экстатическим страхом в преданном служении» (НП с. 433).

ОТВРАЩЕНИЕ

БРС. 4.7.1-14

Когда отвращение (джугупса-рати) усиливается в сердце преданного при посредстве соответствующей вибхавы и т.п., оно перерастает в экстатическое отвращение - вибхатса- бхакти-расу?

«Из авторитетных источников известно, что привязанность к Кришне, возникающая из чувства отвращения, может представлять собой экстаз отвращения в преданном служении» (НП с. 433).

4У БРС 4.6.11.

50 Расу страха в преданном служении, вызванную внушающей ужас личностью, обычно испытывают только такие према-бхакты, как женщины и дети.

51 БРС 4.7.1.

227

Вибхава

Вишайа-аламбана

Кришна - акхжа-расамрита-муртих, объект всех рас, включая экстатическое отвращение. Но Кришна не может вызвать отвращения. Как тогда Он может быть причиной отвращения?

В пятой волне южного направления, где обсуждается стхайи-бхава, Шрила Рупа Госвами говорит, что Кришна не может вызывать отвращение (см. БРС 2.5.41). Непосредственными (или внешними) причинами (бахир-вишайа) расы отвращения являются материальный мир, предметы, доставляющие удовлетворение чувствам, и материальное тело. Но если это чувство отвращения не связано с мукхйа-рати к Кришне, оно не может перерасти в вибхатса-бхакти-расу. Таким образом, раса отвращения обязана своим существованием непосредственной привязанности к Крипше (кршина-рати).

Без кршина-рати никакая эмоция не будет трансцендентной. Просто испытывать отвращение к сексу еще не является трансцендентным вкусом. Подобная брезгливость становится трансцендентным вкусом, если она связана с привязанностью к Кришне.

Ашрайа-аламбана

Ашрайа-аламбана расы отвращения - это преданный, который чувствует, как в нем усиливается отвращение к материальному миру. Такая брезгливость по отношению к удовлетворению чувств - характерная отличительная черта преданных, находящихся на уровне нейтральных отношений с Господом. Поэтому Шрила Прабхупада говорит: «Люди, испытывающие такую экстатическую любовь к Кришне, как правило, находятся на нейтральной ступени преданного служения - в шанта-расе» (НП с. 433).

Шрила Рупа Госвами приводит пример, в котором описывается экстатическое отвращение, которое питает возвышенный преданный к половым отношениям.

Анубхава и саттвика-бхава

Анубхава: «Для преданного служения в отвращении характерны следующие признаки субэкстаза: презрение к себе и стыд при воспоминании о своем прошлом, гримасы, зажимание носа и

Навигация:

Страница 102
Страница 101
-- Страница 100 --
Страница 99
Страница 98