Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 98 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 98

оно никогда не сопровождается ни сожалением, ни горем - признаками, характерными для преданного служения в сострадании» (НП с. 426). Смех, например, иногда может возникать даже у преданного, еще не развившего рати. Однако чувство горя и сострадание к Кришне без рати невозможны.

Верховное положение Кришны скрыто покровом любви

Поскольку Кришна - Верховная Личность Бога, Его благополучию реально ничто не может угрожать. Однако,, если человек не испытывает ощущения угрозы, нависшей над Кришной, не может быть и речи о каруна-расе. Таким образом, верховное положение Господа и Его безграничное могущество должны быть скрыты. В случае каруна-расы пьянящая любовь преданного затмевает сознание верховного положения Господа.33

Шрила Прабхупада объясняет: «Выше мы уже описали переживания Баладевы и Йудхиштхиры, боявшихся, что с Кришной или Его женами может случиться какое-то несчастье. Не следует считать, что причиной такого рода опасений является их невежество или непонимание ими непостижимых энергий Кришны. Их опасения вызваны сильной любовью к Нему» (НП с. 426).

Даже горе исполнено блаженства

«Сначала опасения и страх за Кришну вызывают у преданного скорбь и сожаление, но постепенно развиваются в такой сильный любовный экстаз, что направляются в другое русло, начиная приносить ему трансцендентное наслаждение» (НП с. 426).

Нельзя считать каруна-расу чем-то вроде обычной мирской скорби, вызванной состра- данием. Материальные эмоции не несут ничего, кроме страданий, так как приковывают внимание человека к временным вещам. Когда наши эмоции связаны лишь с Кришной, они могут принести только счастье. Так, даже «горе» в сознании Кришны исполнено блаженства.

ГНЕВ

БРС 4.5.1-33

Когда гнев (кродха-рати) в сердце преданного усиливается соответствующей вибхавой и т.п., он превращается в экстатическую ярость (раудра-бхакти-раса).

Вибхава

Вишайа-аламбана

Шрила Рула Госвами говорит о трех объектах экстатического гнева: (1) Кришна; (2) Его доброжелатели; (3) враги Кришны.35

Ашрайа-аламбана

Если объектом гнева является Кришна, ашраей могут быть сакхи или старшие гопи. Если же гнев направлен на доброжелателей Кришны или Его врагов, то ашрайей может быть любой преданный.36 Гнев сакхи на Кришну

Сакхи испытывают гнев к Кришне, когда Он дурно поступает по отношению к Радхарани.37 «Лалита-гопи выражает гнев, в который ее привел Кришна. Она обращается к

ь Подобный вопрос рассматривается в 46-й главе данной книги, в разделе, озаглавленном «Сострадание по отношению к Верховной Личности Бога».

34 БРС 4.5.1.

35 БРС 4.5.2.

36 БРС 4.5.2.

221

Шримати Радхарани со словами: «Дорогая подруга, мои сокровенные мечты растоптаны и теперь мне одна дорога в обитель Иамараджа. Но я не могу спокойно смотреть, как Кришна по-прежнему с улыбкой обманывает тебя. Не понимаю, как ты можешь отдавать свою любовь этому похотливому мальчишке из племени пастухов, наших соседей» (НП с. 427).

Гнев старших гопи на Кришну

Старшие гопи испытывают гнев на Кришну за Его вольные отношения с их целомудренными юными дочерьми. Они опасаются, что такое недозволенное поведение бросит на Него тень и поставит под сомнение Его религиозность (см. НП с. 427). В своем комментарии к этому стиху Джива Госвами говорит, что их гнев, таким образом, является проявлением их любви.

Гнев на доброжелателей Кришны

Существуют три причины, которые вызывают гнев на доброжелателей Кришны:

1. Анавахита: «невнимательные», - доброжелатели Кришны могут быть невнимательны, защищая Кришну.

2. Сахаси: «смелые», - они могут необдуманно подвергать Кришну опасности.

3. Иршйу: «завистливые», - они могут незаслуженно гневаться на Кришну из-за своей ревнивой любви.

Анавахита — невнимательные

Шрила Рупа Госвами объясняет, что такое анавахита, приводя следующий пример. Даже если на какой-то гопи лежит обязанность следить за безопасностью и комфортом Кришны, оберегая Кришну, она может упустить что-то из виду, из-за того, что слишком много внимания уделяет приготовлению всего необходимого для служения Ему.

Шрила Рупа Госвами иллюстрирует это, описывая гнев Рохини на Яшоду-деви после того, как упали деревья-близнецы арджуна. «У тебя хорошо получается наказьшать своего сына, связывая Его веревками, но почему тебе не приходит в голову посмотреть, не грозит ли Ему какая-нибудь опасность. Эти деревья валятся на землю, а Он, предоставленный сам себе, ползает под ними» (НП с. 427).

Сахаси - безрассудство

Далее Шрила Рупа Госвами объясняет, что сахаси - это тот, кто уговаривает Кришну пойти в опасное место. Гнев матери Яшоды в отношении пастушков, которые послали Кришну одного «на такое опасное предприятие в лес Талавана» - пример экстатического гнева в отношении безрассудно смелых доброжелателей Кришны (см. НП с. 427).

Иршйу —ревнивая возлюбленная

Шрила Рупа Госвами определяет иршйу как гнев по отношению к подружке Кришны, чья ревнивая любовь побуждает ее без причины оставаться неудовлетворенной Им.42

Объекты гнева

Кришна Пожилые гопи, рассерженные Его скандальным поведением Сакхи разгневанные Его дурными поступками в отношении йутхешвари (главной гопи в их группе)

Или к гопи, возглавляющей их группу (см. БРС 4.5.3).

Джарати - слово, обычно употребляемое в значении «пожилая женщина».

БРС 4.5.8.

БРС 4.5.9.

БРС 4.5.11.

БРС 4.5.13.

222

Доброжелатели Кришны (если они:) Анавахита - невнимательны, защищая Кришну Сахаси - не беспокоятся о безопасности Кришны Иршйу - без необходимости злятся на Кришну

Враги Ниджа ахита-кари - те, кто препятствует чьим-либо взаимоотношениям с Кришной Шри Кришна ахита-кари - враги Кришны

Например: «Однажды Радхарани обиделась на Кришну и перестала с Ним разговаривать. Кришна был очень опечален этим и, чтобы заслужить Себе прощение, пал к Ее лотосным стопам. Но даже это не смягчило Радхарани, и она по-прежнему отказывалась разговаривать с