47 «Нектара преданности»
Глава 47
Сострадание и гнев
БРС. 4.4.1-4.5.33
СОСТРАДАНИЕ
БРС. 4.4.1-16
Когда сокрушение {шока-рати) в сердце преданного усиливается с помощью соответствующей вибхавы и т.п., оно превращается в трагическое сострадание в преданном служении (каруна-раса).
БРС 4.3.56.
218
Шрила Прабхупада объясняет: «Когда экстаз преданного служения вызывает какие- либо сожаления, связанные с Кришной, это называется преданным служением в сострадании» (НП с. 425).
Каруна - сострадание
«Преданному служению в сострадании» соответствует санскритский термин каруна- раса. Согласно санскритской поэтике слово каруна означает «трагедия», «трагическая ситуация». Когда преданный видит Кришну в ужасной ситуации, он испытывает горе и сострадание. Поэтому Шрила Прабхупада обычно переводит слово каруна как «сострадание» и иногда как «сожаление».*
Вибхава
Вишайа-аламбана
Объектами каруна-расы могут быть: (1) Кришна, (2) Его любимые спутники и (2) родственники спутников Кришны.28
Ашрайа-аламбана
Их три: (1) те, кто видят, что Кришна попал в ужасную ситуацию; (2) те, кто является свидетелем трагического положения любимых спутников Кришны; (3) те, кто видят, что родственники любимых спутников Кришны находятся в беде.
Уддипана
«Побудительными причинами для этого вида преданного служения могут служить трансцендентные качества Кришны, Его облик и поступки» (НП с. 425).
Каким же образом эти трансцендентные аспекты Кришны могут усиливать острое чувство горя? Когда Яшода-деви видит Кришну в исключительно опасном положении, ее охватывают воспоминания о прекрасном облике, качествах и занятиях Кришны. Таким образом, Ее любовь к Нему возрастает, и, в свою очередь, это обострение любви усиливает ее горе из-за того, что теперь Он оказался беде.
Итак, уддипанами в каруна-расе могут быть облик Кришны, Его качества и игры.30
Анубхава
«Для этого экстаза преданного служения характерны сетования, тяжелое дыхание, плач, катание по земле и битье себя кулаком в грудь» (НП с. 425).
Вйабхичари-бхава
«В некоторых случаях могут также проявляться такие признаки, как леность, отчаяние, обвинения, смирение, беспокойство, мрачность, горячее желание, нетерпение, сумасшествие, смерть, забывчивость, болезнь и обман чувств» (НП с. 425).
Стхайи-бхава
Стхайи-бхавой каруна-бхакти-расы является шока-рати (чувство тяжелой утраты или горя). «Когда в сердце преданного вселяется тревога за Кришну или предчувствие того, что с Ним может случиться какая-то беда, - это называют преданным служением с ощущением утраты» (НП с. 425).
* Lamentation - слово, которое в «Нектаре Преданности» переведено как «сожаление», переводится в словаре В.К.Мюллера как «горестная жалоба, плач». По нашему представлению в данном контексте более подходит слово «сокрушение», а также «горе» (прим. редактора перевода).
28 БРС 4.4.3.
29 БРС 4.4.4.
30 В стихе 10.16.10 из «Шримад Бхагаватам» описывается игра, которая может служить иллюстрацией этого.
219
Примеры каруна-расы
Как уже упоминалось, существует три объекта каруна-расы: (1) Кришна, (2) Его любимые спутники и (3) родственники любимых спутников Кришны. Далее Шрила Рупа Госвами иллюстрирует все три случая примерами.
Кришна - как объект сострадания
Преданный может испытывать каруна-расу, когда Кришна попадает в ужасную ситуацию.
В «Шримад-Бхагаватам» (10.16.10) описывается, как змей Калийа опутал Кришну своими кольцами. Его друзья-пастушки, увидевшие грозившую, как будто бы, Господу опасность, являются вместилищем {ашрайа-аламбана) настроения горя, вызванного состраданием (каруна-раса).
Шрила Рупа Госвами приводит и другой пример: «Когда Кришна погрузился в отравленные Калией воды Ямуны, Яшоду охватили дурные предчувствия. Дыхание ее сделалось горячим. От слез, градом катившихся у нее из глаз, ее одежда промокла, и она была на грани обморока» (НП с. 426). Здесь Кришна -объект сострадания (вишайа- аламбана), а мама Яшода - источник сострадания (ашрайа-аламбана).
Спутники Кришны - как объект сострадания
Преданный также может испытывать каруна-расу, когда в тяжелом положении оказываются бхакты, которые очень дороги Кришне.
Например: «Когда демон Шанкхасура напал на жен Кришны*, Господь Баладева начал синеть» (НП с. 426). Здесь вшиайа-аламбана - жены Кришны, а ашрайа-аламбана - Господь Баладева.
Родственники спутников Кришны - как объект сострадания
И, наконец, преданный может испытывать каруна-расу, когда родственники дорогих спутников Кришны оказываются в бедственном положении.
В цитате из «Шри Хамсадуты» говорится о следах Кришны (см. НП с. 426). Видя их, Господь Брахма склоняется в поклоне. Когда Нарада Муни видит их, он погружается в экстаз, а затем его охватывает сострадание к достигшим освобождения мудрецам, которые осознали безличный Брахман и из-за этого не могут созерцать прекрасные следы Верховного Господа.
Нарада - это муни; мудрецы, достигшие освобождения, тоже относятся к семье муни. Поэтому освобожденных святых мудрецов можно отнести к родственникам спутника Кришны - Нарады. Итак, здесь мудрецы - вишайа-аламбана, Нарада - ашрайа-аламбана. 2
Еще легче обнаружить сострадание к родственнику в другом примере: «Однажды Сахадеву, младшего брата Накулы, при виде сияющих отпечатков стоп Кришны, охватила необычайная радость. Он принялся громко звать: «Мать моя, Мадри! Где ты? О мой отец, Панду! Где же вы? Какая жалость, что вас нет сейчас рядом, и вы не можете видеть отпечатки стоп Кришны!» (НП с. 426).
Так как мать и отец Сахадевы не могли видеть отпечатки стоп Кришны, они являются объектом его сострадания. Таким образом, его мать и отец - это вишайа-аламбана, а он сам - ашрайа-аламбана.
* «Жен Кришны» - так были переведены слова Шрилы Прабхупады «Krishna`s queens» (что буквально означает «царицы Кришны») в русском издании «Нектара Преданности» (примеч. редактора перевода).
31 Те, кому знакома эта лила, догадаются, что под «царицами Кришны» имеются в виду Вриндаванешвари и топи.
32 БРС 4.4.11.
220
Возвышенная природа каруна-расы
«Преданное служение, совершаемое без сильной привязанности к Кришне, может сопровождаться улыбкой и другими признаками, но