Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 93 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 93

твои груди висят, как стручки фасоли, такие же сухие и длинные. Твой нос красотой затмевает лягушачьи носы. Твои глаза прекрасней глаз собаки. Твои губы по красоте ничуть не уступают золе, а живот также прекрасен, как большой барабан. Поэтому, дорогая Кутила, ты самая прекрасная из всех пастушек Вриндавана и, похоже, что твоя красота делает тебя неподвластной чарующим звукам флейты Кришны» (НП с. 416). Очевидно, что, хотя здесь нет упоминания о каких-либо улыбках или смехе, гопи наслаждаются экстатическим смехом.

Подразумеваемый смех обычно имеет место, когда кто-то дает волю сарказму, подшучивая над другими.

Северный океан

Гауна-бхакти-раса Косвенныелюбовные взаимоотношения

Вторая волна: Адбхута-бхакти-раса - изумление Глава 46 «Нектара преданности»

Глава 46

Изумление и рыцарство*

БРС. 4.2.1-4.3.61

ИЗУМЛЕНИЕ

БРС. 4.2.1-4.3.61

В «Нектаре преданности» Шрила Прабхупада описывает только самые главные составляющие адбхута-бхакти-расы (изумления).

* В дальнейшем вместо слова «рыцарство» будет использоваться слово «героизм». (Прим. редактора).

9 Некоторые элементы адбхута-расы в «Нектаре Преданности» не представлены. Определение адбхута-расы и

описание ее вибхавы, анубхавы, саттвика-бхавы, вйабхичари-бхавы и стхайи-бхавы приводятся в БРС 4.2.14...

209

Два типа изумления

Экстатическое изумление бывает двух видов: 1) сакшат - непосредственное, 2) анумита - косвенное.

Сакшат-адбхута (непосредственное изумление) имеет место, когда кто-либо непосредственно является свидетелем удивительных деяний Кришны, Его качеств и т.п. Анумита-адбхута (косвенное изумление) - это когда кто-либо узнает о том, что Кришна сделал что-то ошеломляющее, хотя сам он не был свидетелем этого.

Сакшат-адбхута - непосредственное изумление

Существует три разновидности сакшат-адбхуты: (1) изумление от наблюдения, (2) изумление от услышанного, (3) изумление от произнесения.

От созерцания

В «Нектаре преданности» приводится два примера изумления от увиденного. В первом из них говорится о том, как Нарада поражен, увидев Кришну, присутствовавшего одновременно в 16108 местах и занимавшегося при этом совершенно разными делами. В другом примере подруга матери Яшоды пришла в изумление, увидев, как легко, словно игрушку, Кришна поднял холм Говардхан.

адбхута-бхакти-раса экстатическое изумление

сакшат анумита

от непосредственного от догадки

восприятия

от созерцания от услышанного от произ71есепия

От услышанного

Махараджа Парикшит был изумлен, услышав историю о том, как Кришна убил Наракасуру. Хотя он и не был очевидцем этого поразительного события, его адбхута-раса является «непосредственной». Причиной, которая вызвала его изумление, был рассказ Шукадевы Госвами, который он услышал сам, своими ушами. Следовательно, это пример экстатического изумления, имеющего причиной непосредственное восприятие на слух.11

От произнесения

Возвратившись на Сатйалоку, Господь Брахма поведал ее обитателям, как он украл пастушков и телят. Рассказывая им эту историю, Брахма переполнился изумлением. Это пример изумления от произносимых слов.

Хотя в тот момент Господь Брахма не участвовал в событиях непосредственно, он непосредственно воспринимал собственный рассказ об этой игре. Следовательно, это пример экстатического изумления от произносимых слов.12

10 БРС. 4.2.5.

11 Согласно БРС. 4.2.9 первое и последнее предложения последнего абзаца на с. 417 нужно читать так: «Пример изумления от непосредственного восприятия — это то, что произошло с Махараджей Парикшитом...» и «Этот случай является примером изумления в преданном служении, вызванного непосредственным восприятием на слух».

12 Согласно БРС. 4.2.10, первое предложение первого абзаца на с. 418 нужно читать: «В писаниях приводится и другой случай, иллюстрирующий изумление, вызванное непосредственной причиной».

210

Анумита-адбхута - косвенное изумление

После того, как Кришна проглотил лесной пожар, пастушки открыли глаза и увидели, что опасность миновала (см. НП с. 418). Они поняли, что Кришна, очевидно, сделал что-то удивительное. Не видев, какое именно поразительное деяние совершил Кришна, они могли только предполагать. Следовательно, это пример экстатического изумления вследствие предположения. Адбхута-раса (изумление) без любви (прити) невозможна

Без любви (прити) никакая раса невозможна. Поэтому, заканчивая описание адбхута- расы Шрила Рупа Госвами говорит: «Поступки и достижения человека, даже если в них нет ничего выдающегося, его друзьям могут показаться чудесными и поразить их сердца и умы. Но самое большое чудо не произведет на нас ни малейшего впечатления, если его сотворил далекий нам человек. Именно любовь к человеку заставляет нас приходить в изумление от его необычайных поступков» (НП с. 418).

Третья волна: Вира-бхакти-раса - ГЕРОИЗМ

БРС 4.3.1-61

Глава 46 «Нектара преданности

Когда настроение героического воодушевления (утсаха-рати) в сердце преданного получает поддержку от соответствующей вибхавы и т.д., оно превращается в экстатический героизм (вира-раса).

Шрила Прабхупада объясняет: «Когда любовь и преданное служение Господу пробуждают в сердце человека стремление совершить нечто героическое и необыкновенное, поступки, в которых оно воплощается, называют рыцарством» (НП с. 419).

Разновидности героизма

Существует четыре типа героев: (1) йуддха-вира - герой в борьбе, (2) дана-вира - герой в щедрости, (3) дайа-вира - герой в проявлении милосердия, (4) дхарма-вира - герой в следовании религиозным принципам. Шрила Прабхупада объясняет: «Рыцарский дух может проявляться в шуточных сражениях, щедрых пожертвованиях, великодушных жестах и соблюдении принципов религии. Человека, чей рыцарский дух проявляется в сражениях, называют йуддха-вирой. Человека, не скупящегося на пожертвования, называют дана-вирой. Того, кто необычайно милосерден, называют дайа-вирой, а того, чья щедрость проявляется в строгом исполнении религиозных обрядов, называют дхарма-вирой» (НП с. 419).

Преданные, обладающие этими четырьмя настроениями, представляют собой четыре типа ашрайа-аламбаны вира-бхакти-расы.

Вишайа-аламбаной для всех видов героизма становится Кришна. Шрила Прабхупада пишет: «Объектом всех этих проявлений рыцарского духа является Кришна» (НП с. 419).

Шрила Рупа Госвами анализирует каждый вид героизма отдельно.

ЙУДДХА-ВИРА - ДОБЛЕСТЬ В СРАЖЕНИИ

Вибхава

Вишайа-аламбана

Объектом расы доблести в сражении является Кришна. Он наслаждается ею двояко: либо сражаясь непосредственно, либо наблюдая схватку.

Шрила Прабхупада

Навигация:

Страница 95
Страница 94
-- Страница 93 --
Страница 92
Страница 91