Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 91 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 91

подобны снегу, а Баларама - охлаждающей луне. Распускающийся днем цветок лотоса увядает с приходом ночи, при выпадении снега и появлении луны. Так и лотос любви Радхи и Кришны должен был увянуть в присутствии мертвого демона (что способствует страху), ведических брахманов (что предполагает благоговение), и старшего брата Кришны (что приглашает ватсалйа-расу). «Но даже посреди всех этих возбуждающих и охлаждающих влияний лотос экстатической супружеской любви Кришны к Радхарани не увядал» (НП с. 409).

РАЗЛУКА И ВСТРЕЧА

При описании мадхурйа-расы Шрила Рупа Госвами использует для разлуки и встречи несколько иные термины, отличающиеся от тех, что были в случае других рас. «Супружеская любовь бывает двух видов: випраламбха - супружеская любовь в разлуке, и самбхога - супружеская любовь в непосредственной близости» (НП с. 409).

Випраламбха - разлука

«.Випраламбха (разлука) в свою очередь делится на: (1) пурва-рагу, предварительное влече- ние, (2) ману, напускной гнев, (3) правасу, разлуку в отдалении друг от друга» (НП с. 409).

Пурва-рага - чувство разлуки, предшествующее первой встрече

Пурва-рага - это то же, что и уткантхита. «Когда влюбленные остро ощущают, что еще не встретились друг с другом, эту стадию называют пурва-рагой, предварительным влечением» (НП с. 409).

Пример пурва-раги - первая встреча Радхи и Кришны. «Дорогая подруга, я шла на берег Ямуны, как вдруг передо мною вырос очень красивый юноша с кожей цвета синей тучи. Он окинул меня взглядом, который невозможно описать. С тех самых пор, как это ни печально, мне не идут на ум домашние дела» (НП с. 409).

В «Шримад-Бхагаватам» 10.53.2 приводится другой пример пурва-раги - на этот раз в отношениях между Кришной и Рукмини.

203

Мана - ситуация, когда возлюбленная уходит из-за гнева, вызванного ревностью

«Увидев, как Кришна наслаждается в обществе нескольких гопи, Шримати Радхарани еле приревновала Его, поскольку это ставило под сомнение Ее избранность. Она тотчас поки ла это место и укрылась в густых цветущих зарослях, где жужжали черные шмели. Спрят шись за лианами, Она стала изливать чувства одной из своих наперсниц» (НП с. 409).

Праваса - разлука, связанная с большим расстоянием

Праваса имеет место, когда влюбленных отделяет друг от друга расстояние. В «Падйа ли» описана разлука-праваса Шримати Радхарани с Кришной: «С того злосчастного* д когда Кришна уехал в Матхуру, Шримати Радхарани сидит, подперев голову рукой, и л слезы. Ее лицо не высыхает от слез, и она ни на миг не может уснуть» (НП с. 410).

В «Прахлада-самхите» рассказывается о правасе Кришны со Шримати Радхара «Верховная Личность Бога, Говинда, страдающий от пронзивших Его стрел Бога люб постоянно думает о Вас, гопи, и эти мысли лишили Его аппетита и сна» (НП с. 410).

Самбхога - встреча

«Когда влюбленные встречаются и наслаждаются непосредственным общением дру другом, это называют самбхогой»39 (НП с. 410).

Такая сцена описана в «Падйавали»: «Кришна так ловко обнял Шримати Радхарани, *; могло показаться, будто Он исполняет брачный танец павлинов» (НП с.410).

Заключение

«На этом Шри Рупа Госвами заканчивает пятую волну своего океана преданности. О почтении склоняется перед Верховной Личностью Бога, пришедшего в образе Гопал! вечной формы Господа» (НП с. 410).

* Очевидная опечатка: в первом русском издании «Нектара Преданности» написано «благословенного». (Пр редактора перевода).

39 Самбхога подробно описывается в 15-й главе «Уджжвала-ниламани». Существует четыре разновидности встречи с Кришной: (1) санкшипт - встречи, которые коротки из-за чувства страха или застенчивости (это происходит вскоре после пурва-раги); (2) санкирна - встреча, слегка затрудненная из-за предыдущей размол Кришны и Радхарани (имеет место после разлуки-лшны; (3) сампанна - теплое, любовное свидание (случае! после короткой разлуки влюбленных, когда их разделяло небольшое расстояние, «дура-праваса»); (4) самриддхимана - встреча переполненная любовью (она имеет место, когда возлюбленные были долгое врем разлучены большим расстоянием («судура праваса»). Эти четыре типа встречи могут происходить как в бодрствующем состоянии (мукхйа), так и во сне (гауна). Таким образом, всего существует восемь разновидностей самбхоги, или встречи с Кришной в супружеской любви. Во время таких встреч проходят исполненные очарования игры, включающие обмен взглядами, разговоры, катание на лодке, развлечения в Ямуне, похищение флейты Кришны, игры в прятки в лесу и т.д.

204

Северный

ОгССлгж

Гауна-бхакти-раса

Косвенные любовные взаимоотношения

Первая волна: Хасйа-раса - экстаз смеха Глава 45 «Нектара преданности»

Вторая волна: Адбхута-бхакти-раса - изумление Глава 46 «Нектара преданности»

Третья волна: Вира-бхакти-раса - героизм Глава 46 «Нектара преданности»

Четвертая волна: Каруна-бхакти-раса - сострадание Глава 47 «Нектара преданности»

Пятая волна: Раудра-бхакти-раса - гнев Глава 47 «Нектара преданности»

Шестая волна: Бхайанака-бхакти-раса - страх Глава 48 «Нектара преданности»

Седьмая волна: Вибхатса-бхакти-раса - отвращение Глава 48 «Нектара преданности»

Восьмая волна: Майтри-вайра-стхити - совместимые или совместимые сочетания настроений преданности Главы 49-50 «Нектара преданности»

Девятая волна: расабхаса - искаженное проявление рас Глава 51 «Нектара преданности»

205

Северный океан

Гауна-бхакти-раса Косвенныелюбовные взаимоотношения

Первая волна: Хасйа-раса - экстаз смеха Глава 45 «Нектара преданности»

Глава 45

Экстаз смеха

БРС. 4.1.1-29

Мангалачарана

В начале Северного океана «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами произносит мангалачарану. И снова он использует слово «санатана», чтобы одновременно указать и на Кришну, и на Санатану Госвами.

Если считать, что слово «санатана» относится к Кришне, то здесь Рупа Госвами просит Шри Кришну, чтобы Он был доволен им, и прославляет несравненно возвышенную бхакти Враджаваси, принуждащую Господа Кришну вечно оставаться во Вриндаване.

Если слово «санатана» относится к Санатане

Навигация:

Страница 93
Страница 92
-- Страница 91 --
Страница 90
Страница 89