Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 89 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 89

в Матхуру. Там Он отдыхал на Вишрама-гхате, снял с Себя царские одежды и возвратился во Вриндаван.33

После сорока четырех лет разлуки любовь матери Яшоды к Кришне была так же сильна, как в тот день, когда Он уехал. Свидетельством тому служит молоко, которое постоянно тек- ло из ее груди. Таким образом, материнская любовь Яшоды-деви была постоянна {стхити).

См. БРС 3.4.76, комментарий Дживы Госвами.

198

ЗАКЛЮЧЕНИЕ О СТХАЙИ-БХАВЕ

Для ватсалйа-рати характерно восприятие Кришны как своего беспомощного, полностью зависимого ребенка.

Шрила Прабхупада говорит: «Преданный проявляет признаки экстатической родительской любви, когда смотрит на Кришну как на своего сына. Такие постоянно переживаемые трансцендентные эмоции называются устойчивым экстазом родительской любви к Кришне» (НП с. 404).

Сочетания ватсалйи, сакхйи и дасйи

В оставшейся части этой главы описываются различные комбинации, в которых сочетаются эти три настроения у различных преданных.

Баларама и Юдхиштхира - друзья Кришны, но дружба у них имеет примесь родительской любви (так как они старше) и желания служить (потому что они знают, что Кришна - Всевышний).

Уграсена, дед Кришны, испытывает желание служить, но это сочетается с родительской любовью.

Таким же образом, старшие гопи испытывают родительскую любовь, смешанную с настроением служения и дружбой. Накула, Сахадева, а также Нарада находятся в отноше- ниях дружеской любви, смешанной с желанием служить. Шива, Гаруда и Уддхава - слуги, но их служение несет на себе отпечаток дружбы.

Западный Океан

Мукхйа-бхакти-раса

Непосредственные любовные взаимоотношения

Пятая волна: Мадхурйа-раса - преданное служение в супружеской любви Глава 44 «Нектара Преданности»

Глава 44

Преданное служение в супружеской любви

БРС 3.5.1-37

Определение

Когда другие бхавы способствуют росту мадхурйа-рати, она достигает уровня мадхурйа- расы.

199

Об этом Шрила Прабхупада пишет: «Супружеское любовное влечение чистого преданного Кришне называют преданным служением в супружеской любви» (НП с. 406). |

•3

I Краткое описание мадхурйа-расы

Мадхурйа-раса представляет собой чрезвычайно обширную тему для обсуждения, но «Бхакти-расамрита-синдху» о ней говорится лишь кратко. По мнению Шрилы Рул Госвами, если непреданные, привязанные к мирским наслаждениям, попытаются разобрать» в этом вопросе, их понимание мадхурйа-расы будет осквернено материалистичные представлениями, и они примут ее за вожделение. Шрила Прабхупада пишет: «Э; супружеские чувства не имеют ничего общего с мирскими, хотя между духовной любовью материальной деятельностью и существует некоторое сходство. Поэтому дюд интересующиеся только материальной деятельностью, не способны понять духовну супружескую любовь...» (НП с. 406).

Мадхурйа-раса - сокровенный и непостижимый предмет, поэтому он не обсуждает открыто. «.. .Такие взаимоотношения в преданном служении всегда остаются для них тайн* за семью замками. По этой причине Рула Госвами описывает супружескую любовь оче? кратко» (НП с. 406). В «Бхакти-расамрита-синдху» дается только сжатое описан мадхурйа-расы, потому что это очень возвышенная тема, насчет которой обычные лю, часто заблуждаются. Для тех, кто способен правильно понять ее, Шрила Рула Госва? написал другую книгу - «Уджджвала-ниламани». 1

1

Вибхава

В мадхурйа-расе Шри Кришна является вишайа-аламбаной, а гопи - ашрайа-аламбанс Шрила Прабхупада объясняет: «Стимулами супружеской любви служат Сам Кришна и Е возлюбленные супруги - Радхарани и Ее ближайшее окружение» (НП с. 406).

Вишайа-аламбана j

Кришна - как объект супружеской привязанности -I

Облик Кришны (рупа)

«У Господа Кришны нет соперников. Нет никого равного Ему и никого более велико чем Он. Его красота также непревзойденна, и, превосходя всех прочих в Своих любовн играх, Он является изначальным объектом всех проявлений супружеской любви» (НП с. 406).

Качества Кришны

«В «Гита-Говинде» Джайадевы Госвами одна из гопи говорит своей подруге: «Кришн; источник всех наслаждений во Вселенной. Его тело нежно, как цветок лотоса. Его вольное с гопи, кажущиеся проявлением банального влечения юноши к девушке - на самом де проявления трансцендентной супружеской любви» (НП с. 406).

Ашрайа-аламбана

Преданный - как вместилище супружеской привязанности

«Чистый преданный следует по стопам гопи и поклоняется им: «Я в почтении склоня! перед всеми юными пастушками, чьи формы неотразимо прекрасны. Уже одним евс привлекательным обликом они поклоняются Верховной Личности Бога, Кришне» (НГ 406). Лучшая преданная в мадхурйа-расе

«Самая известная из всех юных гопи - Шримати Радхарани» (НП с. 406).

200

Прекрасный облик Шримати Радхарани

«Ее глаза своей красотой затмевают неотразимо прекрасные глаза птицы чакори. Одного взгляда на лицо Радхарани достаточно, чтобы возненавидеть красоту луны. Золото не выдерживает сравнения с Ее кожей. Устремим же свои взоры на трансцендентно прекрасную Шримати Радхарани» (НП с. 407).

Бхакти Шримати Радхарани

«Кришна так описывает Свое влечение к Радхарани: «Когда Я в присутствии Радхарани произношу какую-нибудь шутку, чтобы насладиться Ее красотой, Она очень внимательно выслушивает Мои шутливые слова, хотя всем Своим видом и ответньми словами старается показать Свое полное пренебрежение. Но даже Ее пренебрежение доставляет Мне безграничное наслаждение, ибо в это время Она бывает так прекрасна, что Мое блаженство увеличивается во сто крат» (НП с. 407).

Чувства Кришны к Шримати Радхарани

Аналогичное утверждение содержится в «Гита-Говинде», где говорится, что стоит Шри Кришне, врагу Камсы, обнять Шримати Радхарани, Он тотчас запутывается в сетях любви и покидает других гопи (см. НП с. 407).

Уддипана

Объекты, которые побуждают к супружеской любви

В качестве уддипаны в мадхурйа-расе Шрила Рупа Госвами рассматривает пример с флейтой Кришны: «В «Падйавали» Рупы Госвами говорится, что как только гопи слышат звук флейты Кришны, они забывают обо всех упреках, которыми их осьшают старшие члены их семей. Они забывают о том, что о них идет дурная

Навигация:

Страница 91
Страница 90
-- Страница 89 --
Страница 88
Страница 87