Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 88 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 88

этого тебе не нужно ехать на Курукшетру. Ему уже все известно. Молоко, струящееся из твоей груди, убелило Гангу, а слезы сделали черными воды Ямуны тушью, смытой с твоих ресниц. Эти две реки сливаются вместе и текут к лотосоподобным стопам Кришны на Курукшетру, рассказывая о твоей привязанности к Нему».

` В данной цитате Шрила Прабхупада называет прему «материнской любовью», снеху - сильной привязанностью, а.рагу - неодолимым влечением.

33 Шрила Прабхупада далее комментирует: «Этот случай произошел не во время битвы на Курукшетре. Иногда Кришна приезжал на Курукшетру из своего отчего дома (Двараки) по случаю солнечных затмений, и тогда же, чтобы увидеться с Ним, туда приходили жители Вриндавана» (НП с. 401).

196

т т

Любовь матери Яшоды относят к уровню снехи, отличительными чертами которой являются: (1) неспособность вынести разлуку и (2) таяние сердца. Обильные слезы и струящееся молоко являются признаками полностью растаявшего сердца.

Рага

На стадии раги встреча с Кришной превращает страдания в счастье, а разлука с Кришной обращает счастье в страдание. Если бы мать Яшода могла видеть лицо Кришны, то даже палящий огонь показался бы ей несущим прохладу льдом Гималайских гор. Но если она не сможет видеть Его лицо, даже океан нектара будет для нее океаном мышьяка (см. НП с. 401).

РАЗЛУКА И ВСТРЕЧА

Айога - разлука

Уткантхита - жажда встречи

Слова царицы Кунти, обращенные к Акруре относятся ко времени, когда Кришна еще не уезжал из Вриндавана в Двараку. Таким образом, это пример страстного желания увидеть Кришну в первый раз (см. НП с. 402).

Вийога - долгое отсутствие

Случай вийоги в ватсалйа-расе описан в «Шримад-Бхагаватам», стих 10.46.28.

Другой пример: «Охваченная чувством разлуки с Кришной, Яшода взглянула на Его косметические принадлежности и тут же с криком рухнула на землю, почти лишившись чувств. Она стала кататься по земле и изранила свое тело. В этом жалком состоянии она стала кричать: «О, мой сын! Дорогой мой сын!» - и при этом колотила себя в грудь» (НП с. 402).

Десять эмоциональных состояний вийоги

«Существует десять вйабхичари-бхав, подходящих для ватсалйа-расы в вийоге: сильная тревога, скорбь, отчаяние, оцепенение, смирение, беспокойство, безумие и обман чувств» (НП с. 402). Шрила Рула Госвами иллюстрирует их примерами.

Чинта - тревога

«Яшода, я вижу, твои движения замедлились и тебя охватила тревога... Все это свидетельствует о том, что от разлуки с сыном у тебя страшно разболелась голова» (НП с. 402).

Вишада - скорбь

Когда Акрура сообщил Яшоде, что Кришна женился в Двараке на множестве принцесс, она опечалилась. Если бы она женила Кришну на хорошей девушке из Вриндавана, Кришна мог бы жить рядом. Поэтому, услышав эти новости от Акруры, она воскликнула: «О Акрура, ты просто мечешь молнии в мою голову!» (НП с. 402-403).

Нирведа — осуждение себя

Яшода была очень богата. Но когда ее сын уехал в Двараку, она уже не могла использовать это богатство в служении Ему. Поэтому она прокляла свое бесполезное богатство (см. НП с. 403).

Джадйа — оцепенение

Когда Яшода видит посох, с которым ходил Кришна, когда был во Вриндаване, она застывает на месте (джадйа), чувствуя разлуку (см. НП с. 403).

197

Даинйа - смирение

«В разлуке с Кришной мать Яшода стала такой смиренной, что со слезами на глазах начала молить творца Вселенной: «О Творец, не мог бы Ты вернуть мне моего любимого сына, Кришну, чтобы я смогла увидеть Его хоть на миг» (НП с. 403).

Чапалйа - беспокойство

«Иногда, охваченная беспокойством мать Яшода, как безумная, начинала укорять Нанду Махараджа: «Что ты делаешь во дворце, бессовестный? И за что только люди называют тебя царем Враджа? Поразительно! Разлученный со своим любимым сьшом Кришной, ты продолжаешь, как ни в чем ни бывало, жить во Вриндаване! У тебя камень вместо сердца» (НП с. 403). Унмада - безумие

Мать Яшода бродила по Вриндавану, спрашивая деревья и птиц о Кришне (см. НП с. 403).

Моха - иллюзия

В иллюзии, вызванной разлукой, Нанде Махараджу казалось, что Кришна стоял перед ним. «Когда мать Яшода обвинила Нанду Махараджа в бессердечности, он ответил ей: «Дорогая Яшода, зачем ты так волнуешься? Приглядись внимательней. Неужели ты не видишь, что твой сын Кришна, стоит прямо перед тобой. Не сходи с ума и не нарушай покой в моем доме» (НП с. 403).

Йога - встреча

Сиддхи - совершенство

Сиддхи имеет место, когда преданный встречает Кришну в первый раз. Когда Кришна появился на арене у Камсы, другие жены Васудевы увидели Его в первый раз (см. НП с. 404).

Тушти - удовлетворение

Под тушти подразумевают встречу с Кришной после долгой разлуки с Ним. «Возвра- тившись после окончания битвы на Курукшетре в Двараку, Кришна первым делом увиделся со Своей матерью и всеми мачехами и почтительно склонился к их стопам» (НП с. 404).

Отрывок из «Лалита-мадхавы» описывает радость матери Яшоды, когда она увиделась с сьшом.

Стхити - постоянное общение

«О Мукунда, лишь увидев Твое лицо, распространяющее аромат лотоса, Яшода, привлеченная лунным светом, исходящим от него, преисполнилась такой радостью любви к Тебе, что из сосков ее подобных кувшинам грудей побежало молоко» (НП с. 404).

Эта ссылка, характеризующая стхити (постоянное общение), очень примечательна. Джива Госвами комментирует, что Кришна прожив много лет в Двараке, убил Дантавакру, а затем вернулся

Навигация:

Страница 90
Страница 89
-- Страница 88 --
Страница 87
Страница 86