Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 87 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 87

любви. Она то вдыхала аромат Его головы, то гладила или благословляла Его. Иногда, она приказывала Ему что-либо или строго глядела на Него, иногда она ободряла Его, а порой читала Ему нравоучения, запрещая Ему воровать» (НП с. 398).

Шрила Прабхупада добавляет: «Здесь очень важно отметить, что детская склонность к воровству присуща даже Верховной Личности Бога и потому сама по себе она вполне естественна. Однако, когда склонность к воровству проявляется в духовных отношениях, она не может осквернить, в отличие от материального мира, где ее проявления оскверняют человека» (НП с. 398).

194

Пример «вдыхания аромата головы Кришны»

Шрила Рула Госвами иллюстрирует это двумя примерами. Первый пример - стих 10.13.3 3 из «Шримад-Бхагаватам».

Второй эпизод Шрила Прабхупада описывает вкратце: «Во время детских игр все эти мальчики-пастушки воровали масло вместе с Кришной, но вместо того, чтобы сердиться на Него, мать Яшода становилась мокрой от молока, лившегося из ее груди. От любви к Кришне она вновь и вновь приникала к Его голове и вдыхала ее аромат» (НП с. 399).

Садхарана-анубхава

Проявления экстаза, общие для разных рас

«Матери мальчиков-пастушков обычно целовали их, обнимали, называли по именам и иногда слегка журили за их привычку воровать» (НП с. 399).

Саттвика-бхава

В ватсалйа-расе все восемь саттвика-бхав могут проявляться полностью. «Эти проявления родительской любви называют экстазом саттвика, в котором восемь экстатических признаков проявляются во всей полноте» (НП с. 399).

Асадхарана-саттвика-бхава

Существует одно дополнительное проявление, которое можно обнаружить только у пре- данных - матерей Кришны: из их груди течет молоко. В подтверждение Шрила Рупа Госвами приводит два примера - из «Шримад-Бхагаватам» и из «Лалита-мадхавы» (см. НП с. 399).

И Шрила Прабхупада комментирует данный стих из «Лалита-мадхавы»: «В храмах есть обычай омывать Божества молоком, если кто-либо осквернил атмосферу храма. Кришна - Верховная Личность Бога, и Его омывало молоко Яшоды, смывая с Него налет пыли» (НП с. 399).

Пример стамбхи

Шрила Рупа Госвами также приводит пример стамбхи или оцепенения в экстатической любви: «Когда мать Яшода увидела как ее сын поднял холм Товардхану, она, не решаясь обнять Его, застыла на месте» (НП с. 400).

Вйабхичари-бхава

В случае ватсалйа-расы имеют место все тридцать три вйабхичари-бхавы.

Пример харши - ликования

«Иногда трансцендентный экстаз охватывал мать Яшоду от счастья при известии, что ее сын целым и невредимым вышел из опасного положения. Например, после нападения на Него Путаны или других демонов» (НП с. 400).

Шрила Рупа Госвами цитирует стихи из «Шримад-Бхагаватам» (10.17.19) и «Видагдхи- мадхавы», где описано такое ликование (см. НП с. 400).

Стхайи-бхава

Ватсалйа-рати - это стхайи-бхава ватсалйа-расы. Основная черта ватсалйа-рати - ануграха, сострадательное покровительство и милосердие к Кришне, свободные от каких- либо ограничений, накладываемых благоговением и почтением.

Шрила Рупа Госвами описывает ватсалйа-рати с помощью двух примеров. Первая ссылка - стих 10.6.43 из «Шримад-Бхагаватам». Ко второму примеру Шрила Прабхупада

195

дает следующее объяснение: «Нечто подобное произошло и с Яшодой, которая, ожидая возвращения Кришны с пастбищ, с нетерпением прислушивалась, не донесется ли до нее звук флейты сына. Поскольку она думала, что уже очень поздно, ее беспокойство и нетерпение удвоились, и молоко заструилось у нее из груди. Не находя себе места, она то ходила по дому, то выходила на улицу. Она без конца смотрела на дорогу, не появится ли там Говинда» (НП с. 401).

Ступени премы в ватсалйа-расе

Ватсалйа-рати может усилиться до премы, снехи яраги.

Шрила Прабхупада говорит: «Материнская любовь Яшоды к Кришне постоянно возрастает. Иногда ее любовь и экстаз называют сильной привязанностью, а иногда - неодолимым влечением» (НП с. 400).

Према

«Когда великие мудрецы возносили молитвы Господу Кришне, прославляя Его деяния, царица Гокулы, мать Яшода, появилась на поле битвы Курукшетра и нижняя часть ее сари была влажной от струившегося из ее груди молока»33 (НП с. 401).

На ступени премы любовь к Кришне невозможно поколебать, на нее не могут повлиять никакие обстоятельства. Кришна находился там в роли царя, окруженный великими мудрецами, оказывающими Ему почтение, в атмосфере глубокого благоговения перед Ним. Такая обстановка, безусловно, противоречит настроению ануграхи и могла, казалось бы, подавить родительскую привязанность. Однако, несмотря на эти не совсем подходящие обстоятельства, материнская любовь Яшоды ни на миг не была поколеблена и ничуть не уменьшилась. Подтверждение этому - молоко, бегущее из ее груди.

И, кроме того, когда Кришна приехал на Курукшетру, все с ликованием воз-вестили, что явился сьш Деваки и Васудевы. То, что Кришну называли сьшом других родителей, на первый взгляд, могло быть подобно ушату воды на пылающую родительскую привязанность Нанды и Яшоды. Однако, их любовь совсем не поколебалась и не уменьшилась. Напротив, нежные родительские чувства затопили их сердца, и они ощутили величайшее блаженство (см. НП с. 401).

Снеха

«О царица, молоко, струящееся из твоих грудей-гор, уже окрасило воды Ганги в белый цвет, а слезы, льющиеся из твоих глаз, смешавшись с черной тушью, сделали черными воды Ямуны. И когда ты стоишь между этих двух рек, я думаю, что тебе ни к чему так стремиться на встречу с сьшом. О твоей материнской любви Ему уже поведали эти две реки» (НП с. 401).

Яшода-деви решила навестить Кришну на Курукшетре, но ее подруга старалась отговорить ее: «Ты хочешь выразить свою любовь сыну, но для

Навигация:

Страница 89
Страница 88
-- Страница 87 --
Страница 86
Страница 85