Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 86 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 86

никак не мог налюбоваться на Него» (НП с. 396).

J Эта цитата должна была заканчиваться так: «... и красота маленького Кришны усиливала родительскую любовь к Нему Нанды Махараджа и матери Яшоды». Вместо слова «красота» Шрила Прабхупада говорит «движения тела». Это потому, что в своем «кратком пересказе» он уже начинает обсуждать следующую тему - чешта, или занятия.

192

Мадхйа-каумара

Шрила Рупа Госвами описьшает облик и украшения Кришны в возрасте мадхйа-каумара (от двух до трех лет).

Рупа - облик

Шрила Рупа Госвами обрисовывает облик Кришны в возрасте мадхйа-каумара и приводит цитату - пример того, как Его облик возбуждает экстаз родительской любви: «Его растрепавшиеся волосы падали Ему на глаза, которые непрестанно двигались, но Он еще не мог как следует выразить словами Своих чувств. И все же, когда Он говорил, слушать Его было очень приятно. Когда Яшода взглянула на Его маленькие уши и увидела как Он, обнаженный, пытается быстро бежать, перебирая Своими маленькими ножками, она погрузилась в океан нектара» (НП с. 396).

Мандана - украшения

Шрила Рупа Госвами описьшает украшения Кришны в этом возрасте и приводит пример, как они усиливают экстаз родительской любви: «Когда мать Яшода видела своего ребенка, у которого при каждом движении позванивали колокольчики на талии, улыбающегося, с жемчужиной, продетой в нос, и с кусочком масла на ладони, вид Его доставлял ей бесконечное блаженство» (НП с. 397).

Шеша-каумара

Точно так же Шрила Рупа Госвами описывает облик, украшения и занятия Кришны возраста шеша-каумара (четыре-пять лет).

Рупа - облик

«В [середине] возраста каумара талия у Кришны становится тоньше, грудь шире, а голову украшают вьющиеся волосы, напоминающие вороново крыло, распростертое в полете. Яшода не уставала удивляться замечательным чертам внешности Кришны» (НП с. 397). Мандана - украшения

«В конце возраста каумара Кришна носил в руке короткий посох, одежды Его были немного длиннее, а шнур на талии бьш завязан так, что напоминал капюшон змеи» (НП с. 397). Чешта - занятия

«Он обычно присматривал за телятами недалеко от дома или играл со Своими сверстниками-пастушками. У Него была тонкая флейта и рожок из рога буйвола. Иногда Он играл на флейте, сделанной из листьев какого-нибудь дерева» (НП с. 397).

Когда Кришна немного подрос, Он стал уходить со своими телятами все дальше от дома. Иногда Он возвращался чуть позже, что приводило Его родителей в сильное беспокойство (см. НП с. 397).

Более старший возраст

Главная уддипана в родительской привязанности к Кришне - Его возраст каумара. Даже когда Кришна бьш в возрасте пауганда или кайшора, преданные, питающие к Нему родительские чувства, продолжали смотреть на Него, как на своего младенца, и это еще больше подогревало их родительскую любовь.

Л Предложение, с которого начинается абзац на с. 397 «Нектара Преданности» - «В середине возраста каумара...» нужно читать «В конце возраста каумара...» (см. БРС 3.4.30).

193

«Когда Кришна, возлюбленный сын Нанды Махараджа, вступает в возраст кайшора, Он становится еще прекраснее, но, несмотря на это, Его родители продолжают относиться к Нему так, будто Он по-прежнему находится в возрасте пауганда, хотя Ему в эту пору уже от десяти до пятнадцати лет» (НП с. 398).

Преданный смотрит через призму любви. Определенный оттенок этой любви окрашивает его видение, и он воспринимает Кришну так, как больше соответствует его личным любовным взаимоотношениям с Ним.

Таким образом, пауганда-Кришна также может усиливать родительскую привязанность в преданном, имеющем с Ним такие отношения. Шрила Рула Госвами приводит следующий пример: «Мать Яшода отвечает Нанде Махараджу: «Погляди на моего дорогого мальчика. Белки Его глаз сверкают, на голове у Него тюрбан, на плечах накидка, а на ногах нежно позванивающие колокольчики. Он приближается к дому вместе со Своими телятами сурабхи, и посмотри только, как Он ступает по святой земле Вриндавана» (НП с. 398).

Белки глаз, тюрбан, чадар и ножные браслеты - все это признаки пауганды. Даже Кайшора-Кришна может быть стимулом родительской любви: «Махараджа Нанда в свою очередь говорил жене: «О, Яшода, взгляни на свое дитя, Кришну. Посмотри, как сияет Его темное тело, взгляни на Его красноватые глаза, широкую грудь и красивое золотое ожерелье. До чего же замечательно выглядит наш мальчик, все увеличивая мое трансцендентное блаженство» (НП с. 398).

Темный цвет кожи, красноватые глаза, широкая грудь и золотое ожерелье - признаки кайшоры. Шаишава чапалйа - детские телодвижения

Шрила Прабхупада уже перечислял уддипаны ватсалйа-расы: «детский возраст, детские одежды, движения ребенка, его нежные слова, улыбки и различные забавы» (НП с. 396).

Подробно рассмотрев «детский возраст», Шрила Рула Госвами описывает далее «движения ребенка» - шаишава-чапалйа.

«Обычные детские забавы Кришны - бить горшки с молоком и простоквашей, разливать по всему двору простоквашу и снимать с молока сливки» (НП с. 398).

Шрила Рупа Госвами приводит цитату, иллюстрирующую, как эти игры усиливают экстаз родительской любви. Мама Яшода сказала: «Полюбуйтесь, как Кришна крадется из-за кустов, воровато озираясь по сторонам. Сдается мне, что Он собирается стащить масло. Спрячься, а то Он поймет, что мы за Ним наблюдаем. Я хочу насладиться видом Его лукавого двигающихся бровей и увидеть Его испуганные глаза и Его прекрасное лицо» (НП с. 398).

Анубхава

Асадхарана-анубхава

Проявления экстаза, присущие только родительской любви

«Наслаждаясь тем, как Кришна украдкой ворует масло, Яшода испытывала экстаз материнской

Навигация:

Страница 88
Страница 87
-- Страница 86 --
Страница 85
Страница 84