Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 84 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 84

бродили по берегам Ямуны» (НП с. 390).

Унмада - безумие

«Когда Кришна отсутствовал во Вриндаване, мальчики-пастушки приходили в смятение, бросали все свои дела и становились похожи на безумцев, забывая о своих обязанностях» (НП с. 390). Мурччхита - потеря сознания

«О, мой Господь, убив Камсу, Ты стал царем Матхуры, и для нас это очень хоро-шая новость. Но жители Вриндавана выплакали глаза* в разлуке с Тобой» (НП с. 390).

«Выплакать глаза» [ослепнуть] здесь относится к потере сознания.

Мрити - смерть

«О, враг Камсы, разлука с Тобой причиняет мальчикам-пастушкам невыносимые страдания. Сейчас они лежат в долинах, едва дыша» (НП с. 391).

Друзья никогда не разлучаются с Кришной

«В одной из глав «Сканда-пураны» (в «Матхура-кханде») приводится описание Кришны и Баларамы, окруженных мальчиками-пастушками и всегда заботящихся о коровах и телятах» (НП с. 391).

Джива Госвами объясняет, что в «Сканда-пуране» использовано слово сада - «всегда», которое буквально значит «без конца». Кришна всегда во Вриндаване, Он всегда пасет коров с друзьями. В вечном духовном мире Кришна никогда надолго не разлучается со своими друзьями, хотя в уме они могут переживать подобные эмоции. Настоящую физическую разлуку мальчики-пастушки переживают только в Гокула-Вриндаване (Вриндаване, проявленном на Земле).

Сакхйа-раса, встреча (йога)

Сиддхи - совершенство

«Когда Арджуна встретился с Кришной в лавке горшечника в городе Друпада-нагаре, внешнее сходство сделало их близкими друзьями» (НП с. 390).

В данном эпизоде говорится о том, как Арджуна впервые увидел Кришну, таким образом, это пример сиддхи.

Тушти - удовлетворение

Тушти - это когда преданный видит Кришну после долгой разлуки. Бхима, встречающий Кришну в Индрапрастхе («Шримад-Бхагаватам» 10.71.27), и пастушки, увидевшие Кришну снова на Курукшетре - примеры тушти (см. НП с. 390).

Стхити - постоянное общение

Стхити, общение - это разновидность встречи, когда ей не предшествует никакая разлука. В качестве иллюстрации здесь приведен стих 10.12.12 из «Шримад-Бхагаватам». Таким образом, пастушки занимают даже более высокое положение, нежели великие йоги. Йоги даже после долгих лет напряженных усилий могут удостоиться лишь пыли с лотосных стоп Кришны. Пастушки же, хоть и не накладывали на себя никаких епитимий, постоянно

* Слова to have become blind ъ «Нектаре Преданности» переведены здесь как «выплакали глаза», буквально их можно перевести как «ослепли» (примечание переводчика).

188

видели прекрасного Господа лицом к лицу. Это постоянное близкое общение с Кришной является примером стхити.

Характерные особенности дружеской любви

Сакхйа-раса обладает особой сладостью, которой не найти в дасйе или ватсалйе. В дасйе преданный любит Господа как своего покровителя, а Господь любит преданного как слугу. В ватсалйе преданный любит Господа как сьша, а Господь любит преданного как свою мать или как отца. В сакхйе, однако, отношения Кришны и преданного совершенно взаимны, - преданный любит Господа как друга, и Господь любит преданного как друга.

Только в дружеских отношениях и в отношениях супружеской любви и Господь, и преданный общаются друг с другом на равных. Таким образом, Шрила Прабхупада утверждает: «Дружеские отношения мальчиков-пастушков с Кришной являются особым видом духовного экстаза, который мало чем отличается от супружеской любви» (НП с. 392).

Таким образом, дружеская преданность наполнена особой сладостью. «Даже у таких великих преданных, как Рупа Госвами, непостижимые чувства, переживаемые Кришной и Его друзьями-пастушками, вызывают удивление» (НП с. 392).

Западный Океан

Мукхйа-бхакти-раса

Непосредственные любовные взаимоотношения

Четвертая волна: Ватсалйа-раса - родительские отношения Глава 43 «Нектара Преданности»

Глава 43

Родительские отношения

БРС. 3.4.1-83

189

I

Определение

Когда ватсалйа-рати усиливается с помощью соответствующих бхав, она превращается в ватсалйа-расу.

Шрила Прабхупада говорит: «Когда экстатическая любовь развивается в родительское отношение к Кришне и становится устойчивой, такие отношения называются ватсалйа- расой» (НП с. 393).

Характерные особенности родительской любви |

Главной особенностью родительской привязанности является ануграха, милосердие и сострадание по отношению к Крипше. Ануграха всегда направлена вниз, она течет от старшего к младшему. Следовательно, преданные в настроении родительской любви считают, что они старше, чем Кришна.

Шрила Прабхупада говорит: «Проявления ватсалйа-расы в преданном служении можно видеть в отношениях Кришны с теми из Его преданных, которые принимают на себя роль Его отца, матери, учителя» (НП с. 393).

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВАТСАЛЙА-РАСЫ |

Вибхава I

Вишайа-аламбана 1

Кришна - как объект родительской привязанности 1

Облик Кришны

«Верховный Господь, чье нежное тело цветом напоминает только что распустившийся голубой лотос, на лотосные глаза которого спадают пряди черных, как пчелы, волос...» (НП с. 393). 1

Качества Кришны

«К чертам Кришны, возбуждающим родительскую любовь к Нему, относятся: очеш приятный для глаза темный оттенок Его кожи, благоприятные знаки на Его теле, Егс кротость, Его приятные речи, Его простота, застенчивость, скромность, неизменная готовность оказать почтение старшим и Его милосердие» (НП с. 393).

Качества Бога 1

Качества, которые открывают величие Господа, не стимулируют ватсалйа-расу, ибо эт< не сочетается с настроением преданного как старшего. Поэтому преданные-родители в очень-то доверительно относятся к проявлениям могущества Кришны.27

Шрила Рупа Госвами так описывает это: «Однажды Яшода сказала одной из свои подруг: «Кришна целым и невредимым вырвался из лап Путаны и спасся от других демоно только благодаря тому, что Нанда Махарадж, предводитель пастухов, и я вмест поклонялись Господу Вишну. Два дерева Арджуна были повалены, конечно же, сильны ветром, и хотя всем показалось, что холм Говардхана подняли Кришна с Баларамой, я все ж думаю, что на самом деле это сделал Нанда Махарадж. Разве по силам маленькому мальчик поднять такой огромный

Навигация:

Страница 86
Страница 85
-- Страница 84 --
Страница 83
Страница 82