Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 82 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 82

предлагали друг другу орехи бетеля, украшали друг друга тилакой или натирали друг друга тело пастой из чанданы. Бывало, забавы ради, они наносили друг другу на лица необычные украшения» (НП с. 385).

Анубхавы прийа-сакхов (сверстников)

«Еще одним их занятием было то, что каждый пытался одержать победу над Кришной. То и дело они похищали Его одежду или выхватывали цветы у Него из рук. Иногда один из них пытался заставить другого украсить свое тело, и когда это ему не удавалось, они готовы были тут же на месте схватиться друг с другом, вызывая один другого помериться силами в борьбе» (НП с. 385).

Анубхавы прийа-нарма-сакхов (близких друзей)

«Другой важной игрой друзей Кришны было посредничество между Ним и гопи. Они знакомили гопи с Кришной и расхваливали им Кришну. Когда гопи ссорились с Кришной, в Его присутствии друзья принимали Его сторону, но когда Кришны не было, то становились на сторону гопи» (НП с. 385).

Другими словами, их поведение очень дипломатично и направлено на примирение Кришны с гопи. «Таком образом, поддерживая то одну, то другую сторону, они окружали все свои разговоры глубокой тайной и говорили друг с другом только шепотом, хотя на самом деле речь не шла ни о чем серьезном» (НП с. 385).

Садхарана (общие) анубхавы сакхйа-расы

Описанные выше анубхавы, характерны исключительно для одной соответствую-щей категории друзей. Также есть анубхавы, общие для всех видов друзей: «Слуги Кришны иногда собирали цветы, надевали на Него драгоценные украшения и безделушки, танцевали перед Ним, пели, помогали Ему пасти коров, растирали Его тело, делали гирлянды из цветов и обмахивали Его опахалом» (НП с. 386).

Саттвика-бхава

В случае сакхйа-бхавы могут проявляться все восемь саттвика-бхав.

Стамбха - оцепенение

«Когда Кришна, наказав Калийанагу, вышел из вод Ямуны, Шридама хотел было обнять Его, но даже не смог поднять рук, охваченный чувством глубокого уважения к Нему» (НП с. 386). Увидев Кришну, плененного кольцами змея Калийи, Шридама оцепенел. Когда Кришна победно вышел из озера, Шридама не смог поднять руки, чтобы обнять Его.

Сведа - испарина

«...когда раздаются звуки флейты Кришны, напоминающие раскаты грома под созвездием Свати, на теле Шридамы выступают капельки пота, напоминающие жемчужины» (НПс.386).

Романча - волоски на теле поднимаются

В «Бхакти-расамрита-синдху» романча иллюстрируется эпизодом, где Субала обнимает Кришну. Когда Субала обнимал Шри Кришну, волоски на его руках поднимались от переживаемого им экстаза.

В «Нектаре преданности» Шрила Прабхупада использует эту цитату для описания чувств Шримати Радхарани (см. НП с. 386).

184

Четыре саттвика-бхавы

Следующая цитата приводится в качестве примера четырех других саттвика-бхав в экстазе дружеской любви. Они таковы: (1) сварабхеда - заикание или искажение голоса, (2) вайварнйа - изменение цвета тела, (3) пралайа - потеря сознания и (4) кампа - дрожь.

«Когда Кришна вошел в озеро Калийи, Его близких друзей охватило такое смятение, что они побледнели [вайварнйа& из их горла стали вырываться ужасные булькающие звуки [сварабхеда]. Они, как подкошенные, упали на землю, словно лишившись чувств [пралайа]» (НП с. 386). В «Бхакти-расамрита-синдху» упоминается также, что они дрожали [кампа].

Ашру - слезы

«В другой раз, когда в лесу случился пожар, они, забыв о себе, плотным кольцом окружили Кришну, чтобы защитить Его от пламени» (НП с. 386). В «Бхакти-расамрта- синдху» говорится, что, когда они с любовью защищали своего друга Кришну, из глаз мальчиков текли потоки слез.

Вйабхичари-бхава

«Экстатическая любовь вйабхичари часто сопровождается безумием, проворством, страхом, леностью, ликованием, гордостью, головокружением, медитацией, болезнью, забывчивостью и смирением» (НП с. 387).

Здесь перечислены некоторые из вйабхичари-бхав, проявляющихся в сакхйа-расе. Шрила Прабхупада говорит: «Это некоторые характерные признаки состояния вйабхичари в экстатической любви к Кришне» (НП с. 387).

Стхайи-бхава

Для постоянного экстаза дружеской любви характерно одно существенное качество: преданный общается с Кришной на равных.

Шрила Прабхупада пишет: «Когда в отношениях между Кришной и Его друзьями полностью отсутствует почтительность, когда друзья общаются друг с другом на равных, такую экстатическую любовь в дружбе называют стхайи» (НП с. 387).

«Примером стхайи являются слова Арджуны, обращенные к Акруре: «О, сын Гандини, спроси, пожалуйста, у Кришны, когда я, наконец, смогу обнять Его» (НП с. 387). В этом эпизоде ясно просматривается настроение (стхайи-бхава) близких дружеских отношений в сакхйа-расе.

Стадии премы в дружбе

Саюсйа-рати может развиться до: (1) пранайи — расположения, (2) премы - любовного влечения, (3) снехи - близости и (4)раги - привязанности.

Шрила Прабхупада объясняет: «Когда преданный достигает дружеской близости с Кришной, у него проявляются такие признаки любви, как расположение [пранайа], влечение [према], родство* [снеха] и привязанность [рага] к Кришне»26 (НП с. 387).

Сакхйа-рати на уровне пранайи

С полным списком вйабхичари-бхав в сакхйа-расе можно ознакомиться в_Приложении Б.

25 В зависимости от конкретной расы, по мере своего прогресса преданный проходит уровни премы в различном порядке. В дасйа-расе он достигает сначала премы, потом снехи жраги. Однако в сакхйа-расе другая очередность: сначала идет пранайа, а за ней према, снеха ирага.

` Английское слово affinity можно перевести как «родство» и как «близость». (Примеч. переводчика).

26 Слова «дружеская близость» относятся к санскритскому слову вишрамбха - дружба совершенно на равных.

185

Преданные очень хорошо знают о высшем могуществе Господа, но когда их влечение к Нему становится исключительно велико, оно покрывает знание, и у них остается желание общаться с Кришной только по-дружески,

Навигация:

Страница 84
Страница 83
-- Страница 82 --
Страница 81
Страница 80