Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 81 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 81

одежда может вызывать экстаз дружбы. Один из друзей Кришны сказал: «Друг мой, взгляни на Кришну! Посмотри как Он

181

держит в Своей руке посох, сверху донизу украшенный золотыми кольцами, к; замечательным светом отливает Его тюрбан с золотой тесьмой, и какое трансценден наслаждение доставляет Его наряд!» (НП с. 383).

Шеша-пауганда (10 лет)

Красота этого возраста

«В конце возраста пауганда волосы Кришны достают Ему до пояса и ие рассыпаются по плечам. В этом возрасте Его плечи раздаются , а лицо всегда укран знаки тилаки. Когда прекрасные волосы Кришны рассыпаются по плечам, кажется, чтс обнимает одна из Богинь удачи и эти объятия доставляют несказанное наслаждение друзьям» (НП с. 383).

Шрила Рула Госвами приводит пример того, как эта красота вызывает экстатичес дружбу: «О Кешава, Твой округлый тюрбан, ... весь Твой пленительный облик - ва сразило меня сегодня, хотя обычно я сильнее Тебя, да и любого из наших друзей. А раз мне трудно представить себе, чтобы эти черты Твоего тела не смогли сломить гордость девушек Вриндавана. Если даже я не смог устоять перед такой красотой, то, что говор! тех, кто от природы прост и податлив?» (НП с. 383).

Занятия этого возраста

Период шеша-пауганда непосредственно граничит со следующим за ним возра кайшора (который знаменит играми Кришны с гопи). И уже в это время можно наблк пробуждение любовных взаимоотношений Кришны с гопи, переплетающихся с дру] занятиями возраста пауганда.

«В этом возрасте Кришне нравилось шептаться со Своими друзьями, и темо] разговоров обычно была красота гопи, которые пользовались любой возможностью, чг попасться им на глаза» (НП с. 384).

Шрила Рула Госвами приводит пример того, как эти занятия пробуж, экстатическую дружбу. Субала сказал: «О, Кришна, Ты очень хитер. Ты способен чр мысли, поэтому я скажу Тебе на ухо, что эти пять самых красивых гопи пленены крас Твоего платья. Похоже, что Купидон поручил им покорить Тебя» (НП с. 384).

Кайшора (11-15 лет)23

Всем Его преданным во Вриндаване - слугам, друзьям, родителям и возлюбленш этот возраст Кришны нравится больше всего. Поэтому, достигнув возраста кайшора, Он никогда не выглядит старше. Как такового, описания йауванам* Кришны в этой ч «Бхакти-расамрита-синдху» не приводится.

Шрила Прабхупада подводит итог: «В этом возрасте Кришна наиболее притягателет преданных. Кришне вместе с Радхарани поклоняются как Кишора-Кишори. Дости возраста кайшора, Кришна больше не меняется» (НП с. 384).

КРАСОТА КРИШНЫ

Другая уддипана, помимо возраста, - это красота. Шрила Рула Госвами описывает пастушки восхищались красотой Кришны: «Дорогой Кришна, Тебе незачем надевать на так много украшений. Трансцендентные черты Твоего облика сами по себе столь прекрг что Ты не нуждаешься ни в каких украшениях» (НП с. 384).

Шри Рупа Госвами уже описал подробно все три периода, составляющих возраст кайшора Кришны (адй мадхйа и шеша). (См. НП с.254-256, «Волны преданности» гл.26). * Вечно юный облик Кришны (прим. редактора перевода). " ":

182

РАЗНЫЕ ДРУГИЕ СТИМУЛЫ (уддипаны)

Флейта Кришны

Возбудить дружескую привязанность к Кришне может также Его флейта. «Стоило Кришне в этом возрасте рано поутру заиграть на Своей флейте, как все Его друзья вскакивали с постелей и спешили к Нему, чтобы отправиться с Ним на пастбище» (НП с. 384).

Пример: «Один из друзей Кришны сказал как-то раз: «Дорогие друзья-пастушки, звук флейты Кришны, доносящийся с холма Говардхана, говорит о том, что Его не следует искать на берегу Ямуны» (НП с. 384).

Раковина Кришны

Слова Парвати, обращенные к Шиве подтверждают, что раковина также пробуждает энтузиазм у друзей Кришны (см. НП с. 384).

Юмор Кришны (винода)

Эпизод, когда Кришна оделся как Шримати Радхарани, «желая насмешить Своих друзей», служит иллюстрацией того, как Кришна возбуждает братскую любовь в Своих друзьях, затевая различные шутки (см. НП с. 384).

Анубхава

Шрила Рупа Госвами упоминает здесь различные проявления дружеской любви. «Кришна часто играл со Своими близкими друзьями. Он боролся с ними, играл в мяч и шахматы. Иногда они катались друг у друга на плечах, а иногда щеголяли друг перед другом своим виртуозным умением вращать палками... шутили и купались в пруду. Все эти занятия называются анубхавой. Как только друзья собирались вместе в обществе Кришны, они сразу принимались за эти игры, но больше всего они любили танцевать» (НП с. 385).

Пример борьбы

«О, мой друг, убийца демона Агхи. Ты гордо прохаживаешься среди Своих друзей, желая показать, какие у Тебя сильные руки. Уж не завидуешь ли Ты мне? Я знаю, что Тебе ни за что не побороть меня. Более того, мне известно, что Ты долгое время сидел без дела, потеряв всякую надежду побороть меня» (НП с. 385).

Разные категории друзей Кришны проявляют разные анубхавы.

Анубхавы пура-вайасйев

«Все друзья были очень отважны и не боялись браться за любое, самое рискованное дело, уверенные в том, что Кришна поможет им выйти победителями из любой переделки» (НПс. 385).

Анубхавы сухритов (старших друзей)

Старшие друзья Кришны выражают свою преданность, наставляя Кришну в том, что нужно делать, а чего нельзя. «Часто они сидели вместе и советовали друг другу, что делать, иногда побуждая один другого сделать что-нибудь полезное для людей» (НП с. 385).

Фраза «побуждая один другого сделать что-нибудь полезное для людей» означает, что они советовали Кришне совершать благие дела.

Анубхавы сакхов (младших друзей)

183

«Порой они

Навигация:

Страница 83
Страница 82
-- Страница 81 --
Страница 80
Страница 79