Госвами, то Рупа Госвами просит, чтобы тот был всегда доволен им, и говорит, что Санатана Госвами развил любовь к жизни во Вриндаване благодаря своей несравненной бхакти.1
Краткое содержание Северного океана
В Северном океане девять волн. Первые семь описывают семь косвенных вкусов предан- ного служения (гауна-рати). «В четвертой части «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами описывает семь форм косвенного экстаза преданного служения: смех, изумление, рыцарство, сострадание, гнев, страх и отвращение» (НП с. 413).
В восьмой Волне описываются совместимые и несовместимые сочетания рас. «В данном разделе Шрила Рупа Госвами более подробно описывает эти проявления экстаза преданности, объясняя их взаимную совместимость» (НП с. 413).
В девятой волне дается анализ расабхасы, - рассматриваются условия, при которых проис- ходит искажение чистой расы. «Когда один вид экстатического преданного служения сочетается с другим, несовместимым с ним, такое состояние называется расабхасой - извращеь ным проявлением расы» (НП с. 413).
Обобщая содержание Северного океана, Шрила Рупа Госвами снова коротко определяет основное различие между непосредственными и косвенными настроениями (вкусами) в
1 БРС 4.1.1
206
преданном служении, - непосредственные настроения могут быть постоянны, а косвенные всегда преходящи.2
ЭКСТАЗ СМЕХА
Когда настроение веселья (хасйа-рати) в сердце преданного усиливается соответст- вующими вибхавой, анубхавой и т.д., оно трансформируется в экстаз смеха (хасйа-раса).
Вибхава
Ашрайа-аламбана
Шрила Рупа Госвами перечисляет тех, кто имеет обыкновение смеяться (ашрайа- аламбана): «Ученые, досконально знающие этот предмет, утверждают, что смех обычно возникает при общении между собой молодых людей, а также при общении стариков и детей» (НП с. 413).
Но есть и исключения: «Экстатический любовный смех иногда можно наблюдать также у людей очень серьезных от природы» (НП с. 413).
Вишайа-аламбана
Существуют две причины, вызывающийе экстатический смех: это может быть или Кришна, или кто-либо, связанный с Ним.
Кришна - как причина смеха
В примере со стариком-нищим у дверей матери Яшоды Кришна произнес забавные слова, которые вызвали экстатический смех нищего. Таким образом «...в данном случае причиной смеха является Сам Кришна» (НП с. 413).
Другие в качестве причины смеха
Обычно объектом расы является Шри Кришна, но это может быть и кто-то другой, если его действия как-то связаны с Кришной. Тогда это будет называться тад-анвайи-аламбана.
Шрила Рупа Госвами приводит два примера. В первом друзья Кришны смеются, когда один из них озорства ради положил Ему в рот вместо леденца горький цветок. Тот, кто проделал эту шутку с Господом Кришной, стал причиной экстатического смеха, потому что его шалость связана с Кришной.
Во втором примере Нанда Махарадж спрашивает у хироманта о будущем благополучии своего сына. Хироманту эти вопросы кажутся очень занятными, потому что сын Нанды - супруг богини удачи, и, следовательно, нет никакой необходимости обращаться к предска- зателю! Нанда Махарадж стал причиной экстатического смеха, поскольку его вопросы, вызвавшие смех, связаны с Кришной.4
Уддипана
Шрила Прабхупада кратко характеризует уддипаны экстатического смеха: «Причиной смеха в экстатической любви является либо Сам Кришна, либо нечто, непосредственно связанное с Ним» (НП с. 414).
Обычно в качестве уддипан экстатического смеха выступают действия Кришны и Его родителей.5 Анубхава Анубхавами экстатического смеха служат дрожание ноздрей, губ, щек и так далее.
2 БРС 4.1.5-6. Более подробно о непосредственных и косвенных настроениях преданности говорится в Южном океане, в пятой волне, 33-й главе этой книги.
3 БРС 4.1.9.
4 См. НП с. 413-414.
5 БРС 4.11.12.
6 БРС 4.11.12.
207
Вйабхичари-бхава
«Эта форма преданного служения может проявляться в ликовании, лени, утаивании чувств и других, на первый взгляд, выводящих из равновесия переживаниях» (НП с. 414).
Стхайи-бхава
Стхайи-бхавой хасйа-расы является хасйа-рати.
Интенсивность проявления экстатического смеха
«Проанализировав расу смеха в экстатической любви, Шрила Рупа Госвами выделил в ней шесть разновидностей. В зависимости от широты и формы улыбки эти разновидности на санскрите называются смита, хасита, вихасита, авахасита, апахасита и атихасита» (НП с. 414).
Шрила Рупа Госвами разделил эти шесть типов смеха на две группы: старшие («основные») и младшие («второстепенные»). «Среди этих шести разновидностей улыбок можно вьщелить основные и второстепенные*. К числу основных относятся смита, хасита и вихасита, а авахасита, апахасита и атихасита считаются второстепенными» (НП с. 414). Это хорошо видно на таблице.8
«старшие» «младшие»
проявляющиеся у взрослых проявляющиеся у детей
смита улыбка с сомкнутыми губами авахасита улыбка, сопровождающаяся прищуриванием глаз
хасита улыбка, когда зубы слегка показываются апахасита улыбка до слез, когда плечи трясутся
вихасита улыбка, когда отчетливо видны зубы атихасита улыбка, сопровождающаяся хлопаньем в ладоши и прыжками
Шрила Рупа Госвами описывает шесть проявлений смеха различной силы и приводит пример для каждого случая (см. НП с. 414-415).
7БРС4.11.13.
* Слова major и minor в английском тексте "Нектара Преданности" переведенные здесь как "основные" и
"второстепенные", имеют другие, по-видимому, более подходящие значения - "старшие" и "младшие". (Прим.
редактора перевода).
8 В «Бхакти-расамрита-синдху» говорится и о третьей категории улыбок, называемой джйештха. Таким
образом, полная классификация будет выглядеть так:
Джйештха - старшие (муни и сакхи).
Мадхйама - личности, относящиеся к средней категории (старшие по возрасту). Шрила Прабхупада назвал эту
группу улыбок основной:
Смита - улыбающийся рот.
Хасита - когда зубы слегка показываются.
Вихасита - улыбка, когда видны зубы. Каништха - младшие (маленькие дети). Шрила Прабхупада отнес эти улыбки к второстепенным:
Апахасита - улыбка, слезы, плечи трясутся.
Авахасита — улыбка, прищуренные глаза.
Атихасита - улыбка, хлопки, прыжки.
208
Подразумеваемый смех
Подразумеваемый смех - это такая ситуация, когда хасйа-раса не создает никаких проявленных последствий. Например: «Дорогая Кутила, дочь Джатилы,