Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 94 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 94

объясняет: «Когда друг Кришны хочет доставить Ему удовольствие, совершив что-нибудь героическое, он вызывает Его на поединок и Кришна становится его противником. Иногда Кришна может захотеть наблюдать за сражением со стороны и в этом случае противником Его друга по желанию Кришны становится кто-то другой» (НП с. 419).

211

Кришна как противник

«Один из друзей Кришны бросил Ему такой вызов: «Дорогой Мадхава, Ты так неугомонен, потому что считаешь Себя непобедимым. Но если Ты не спасешься бегством, я докажу, что мне ничего не стоит победить Тебя. И все мои друзья будут только рады посмотреть на это» (НП с. 419).

Другой пример: «Кришна и Шридама были очень близкими друзьями, но однажды, рассердившись на Кришну, Шридама вызвал Его на поединок. Когда они начали сражаться, все их друзья, собравшись на берегу Ямуны, любовались этим чудесным зрелищем» (НПс. 419).

Кришна как наблюдатель

Шрила Рула Госвами пишет, что волосы на теле Кришны встали дыбом, когда Он увидел доблесть и ловкость Шридамы в сражении, выражавшуюся в том, как искусно тот вращал посохом, отражая устремлявшиеся в него стрелы.

Это пример того, как Кришна наслаждался йуддха-вира-расой как наблюдатель. Шрила Прабхупада пишет: «Обычно, такие шуточные сражения происходят между храбрыми, рыцарственными людьми и приводят в восторг зрителей» (НП с. 419).

Еще о доблести в сражении

Преданных в йуддха-вира-расе, когда им представляется возможность принять участие в сражении, охватывает ликование. Они никогда не упустят такой случай и иногда даже вступают в схватку со своими друзьями. «В «Хари-вамше» рассказывается, как иногда Арджуна и Кришна сражались друг с другом в присутствии Кунти, и Кришна неизменно одерживал верх над Арджуной» (НП с. 419).

Уддипана

Шрила Рупа Госвами перечисляет уддипаны - приводит список того, что способствует пробуждению экстатического желания сражаться: «Друзья иногда хвастают друг перед другом, проявляют самодовольство, заносчивость, силу, хватаются за оружие, бросают друг другу вызов или становятся противниками. Все это - движущие силы рыцарского преданного служения» (НП с. 420).

Пример хвастовства как уддипаны

«Мой дорогой друг Дамодара, Ты силен разве что в еде. Тебе удалось справиться с Субалой только потому, что он слаб, да и то, чтобы победить его, Тебе пришлось прибегнуть к нечестным приемам. Та называешь Себя змеей, но тогда я - павлин, готовый сразиться с Тобой» (НП с. 420).

Анубхава

Анубхавы йуддха-вира-расы очень похожи на уддипаны. Мы поясним это на гипотетическом примере.

Допустим, некто «А» не расположен сражаться, но некто «Б» вызывает его, хвастаясь, берясь за оружие и т.д. Такие действия пробуждают боевой дух в «А», т.е. служат уддипаной.

С другой стороны, что побудило «Б» раззадорить «А», хвастаясь, берясь за оружие и т.д.? Он жаждал поединка. Таким образом, такие действия для «Б» были анубхавой, потому что они проистекали из его желания сражаться.

Когда что-нибудь пробуждает дух борьбы - это уддипана, но когда оно же служит проявлением чьей-то уже существующей жажды сразиться - это анубхава.

Шрила Прабхупада говорит об этом: «Когда в таких дружеских схватках соперники начинают хвастаться, превознося себя, ученые называют это субэкстазом» (НП с. 420).

13 БРС 4.3.8.

212

Когда хвастовство порождено чьим-то желанием сражаться и используется для вызова других, оно является анубхавой. С другой стороны, хвастовство - это уддипана, когда оно пробуждает в ком-то настроение доблести в сражении, исходя от кого-то другого как вызов.

То же самое будет верно и для всех остальных уддипан йуддха-вира-расы. Например, кто-то хватается за оружие, чтобы вызвать противника - это анубхава, но это уддипана, когда кто-то другой берется за оружие и вызывает его самого на битву.

Кроме этих уддипан (анубхав) есть некоторые проявления, которые являются исключительно анубхаеами: никогда не отступать; пробуждать бесстрашие в том, кто чувствует страх; воодушевление в сражении; рычание, подобно льву; желание сражаться, несмотря на отсутствие поддержки и т.д.

Пример: хвастовство как анубхава

«Один из друзей Кришны как-то обратился к Нему с такими словами: «Дорогой Мадхусудана, Тебе известна моя слава и, тем не менее, Ты подговариваешь бросить вызов могучему Баладеве не меня, а Бхадрасену. Этим ты просто оскорбляешь меня, ибо мои руки сильны, как засовы на воротах» (НП с. 420).

Здесь хвастовство относится к анубхаве, поскольку это следствие собственной йуддха- утсаха-рати. Оно является раззадоривающим вызовом.

Пример рычания подобно льву

«Один из преданных сказал: «Дорогой Господь Кришна, пусть повсюду разнесется слава бросающего Тебе вызов Шридамы, чей голос напоминает раскаты грома или львиный рык. Воздадим же хвалу доблести Шридамы» (НП с. 420).

Саттвика-бхава и вйабхичари-бхава

Саттвика-бхава: «Поединки, пожертвования, милосердие и исполнение религиозных обрядов - все эти формы деятельности называют органически присущими рыцарскому духу»* (НП с. 420). Шрила Прабхупада здесь имеет в виду, что в четырех типах героизма (йуддха-вира, дана-вира, дайа-вира и дхарма-вира) проявляются восемь известных видов конституционального** экстаза (саттвика-бхава).

Вйабхичари-бхава: «...заносчивость, эмоциональность, терпимость, доброта, решимость, ликование, воодушевление, зависть и воспоминания считаются неорганичными для рыцарского духа» (НП с. 420).

«Органичный [конституциональный] экстаз» - это перевод Шрилой Прабхупадой термина саттвика-бхава. «Неорганичный экстаз» относится к вйабхичари-бхаве.

Стхайи-бхава

Стхайи-бхава йуддха-вира-расы называется йуддха-утсаха-рати, «воодушевление сражаться». Это воодушевление проявляется четырьмя способами:

1. герой сражается один, будучи вызван на бой соперником;

2. герой сражается один, и сам начинает битву;

[Дословный перевод данной фразы: «В таких сражениях между друзьями, когда самопрославление становится личным, ученые называют это субэкстазом» (прим. редактора

Навигация:

Страница 96
Страница 95
-- Страница 94 --
Страница 93
Страница 92