Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 8 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 8

человеком и националистом, называют расой, имея в виду определенные взаимоотношения, вкус которых очень сладок» (НП, стр. 9).

Существуют две разновидности вкуса: (1) бхакти-раса - вкус, которым мы наслаждаемся в преданном служении Кришне, и (2) мирская раса - приходящий от удовлетворения чувств.

Бхакти-раса является неизмеримо высшим вкусом. Она не только превосходит чувственные удовольствия, но и безгранично выше блаженства духовного освобождения. Шрила Рупа Госвами описывает это так: «Ирахмананда, то есть счастье слияния с Всевышним, даже увеличенное в триллион раз, все же, не идет ни в какое сравнение с крупицей счастья из океана преданного служения» (НП, стр. 41).

Мы не можем полностью осознать безграничное счастье, заключенное в бхакти, так как оно находится за пределами нашего ограниченного восприятия. Однако, Шрила Прабхупада дает нам некоторое представление о бхакти-расе, сравнивая ее с тем, с чем мы хорошо знакомы - с мирской расой.

Мирская «Раса»

Шрила Прабхупада описывает мирскую расу, отмечая две ее особенности:

(1) бхога-тйага - чередование наслаждений и отречения от них, и

(2) чапала-сукха - «зыбкое счастье», оно быстро заканчивается.

Бхога-тйага и чапала-сукха

Ни материальное наслаждение (бхога), ни отречение (тйага) не присущи самой душе. Поэтому человек не может постоянно находиться ни в одном из этих положений. Он вынужден переходить от одного состояния к другому, ни в каком не находя удовлетворения.

Рэндом Хаус Вебстер. Словарь.

13

Счастье (сукха) мирской расы всегда временное и зыбкое (чапала). Даже величайте материальное наслаждение закончится со смертью тела.

Можно в течение какого-то времени испытывать удовольствие (бхога) от каких-т материальных вещей, но поскольку они приносят, лишь временное счастье (чапала-сукха мы вскоре оставим их (тйага) в поисках каких-нибудь других удовольствий.

Бхакти-раса

Шрила Прабхупада иллюстрирует превосходство бхакти-расы над мирской pacoi сравнивая их между собой (см. НП, стр.10). Мирская раса - это бхога-тйага. Напротш бхакти-раса является естественным состоянием души и, таким образом, человек може беспрестанно оставаться удовлетворенным, не меняя этого состояния. Мирская раса - чапала-сукха. Напротив, наслаждение, доставляемое бхакти-расой, никогда н заканчивается.

Амрита

Поскольку удовольствие, получаемое от бхакти-расы, не увядает, оно называется амригт - бессмертное. «Но бхакти-раса, блаженство, которое доставляет трансцендентное любовное служение Господу, не прекращается со смертью. Такое блаженство длится вечно i потому называется амритой, то есть нетленным, существующим вечно» (НП, стр. 10) Шрила Прабхупада объясняет, что деятельность в преданном служении не может был остановлена ничем, даже смертью.

Амрита также означает «нектар» - приятный на вкус напиток, несущий бессмертие Преданное служение не только дарует ничем не прерываемое наслаждение, оно такж< является способом достижения вечности.

Бхакти-расамрита-синдху

Нектарное блаженство, которое приносит преданное служение Кришне, несомненно превосходит материальные чувственные удовольствия. Иногда нам удается раздобыт! несколько капель чувственных наслаждений, но, оказывается, совсем рядом есть цельп океан (синдху) нектара преданности, всегда легко достижимый для каждого. Изучая «Нектар Преданности», можно глубоко погрузиться в этот океан (См. НП, стр.11-12).

14

Восточный

Океан

Бхагавад-бхакти-бхеда: Разновидности преданного служения

Первая волна: Саманйа-бхакти - Общее описание преданного служения Введение - Глава 1 «Нектара Преданности»

Вторая волна: Садхана-бхакти - Практическое преданное служение Главы 2-16 «Нектара Преданности»

Третья волна: Бхава-бхакти - преданное служение в экстазе Главы 17-18 «Нектара Преданности»

Четвертая волна: Према-бхакти - Преданное служение в любви к Богу Глава 19 «Нектара Преданности»

Анализ ` ¦ -

введения

«Нектара Преданности»

БРС 1.1.1 -16

Во введении к «Нектару Преданности» отчетливо выделяются три основные темы:

(1) мангалачаранам «Бхакти-расамрита-синдху», (2) краткое описание содержания книги и

(3) авторитетное определение чистого преданного служения.

Мангалачарана

Мангалачарана - это вступительная молитва о даровании благословений. Таковы первые слова Шрилы Прабхупады во «Введении»: «молитва об успешном завершении начатого дела» (НП, стр.17).

Кришнадас Кавирадж Госвами объясняет, что мангалачарана выполняет три функции: (1) определяет цель книги, (2) предлагает почтительные поклоны, (3) дает благословения.

9 ЧЧ, Ади 1.22: «Обращение включает в себя три момента: определение темы, предложение благословений и предложение почтительных поклонов». ЧЧ, Ади 1.20: «В начале этого повествования {мангалачарана), просто вспоминая о духовном учителе, преданных Господа и Верховной Личности Бога, я призывал их благословения».

15

Итак, мангалачарану Шрилы Рупы Госвами составляют первые шесть стихов «Бхакти- расамрита-синдху».

=Первый стих

Первый абзац «Введения»

Первый стих «Бхакти-расамрита-синдху» указывает на цель книги - Господа Шри Кришну. Он является Верховной Личностью Бога, потому что Он - вместилище всех рас (акхила-расамрита-муртих).

Шрила Прабхупада перевел этот стих в «Чайтанья-Чаритамрите»:

акхила-расамрита-муртих

прасримара-ручи-руддха-тарака-палих калита-шйама-лалито

радха-прейан видхур джайати

«Слава Шри Кришне, Верховной Личности Бога! Своей постоянно увеличивающейся привлекательностью Он покорил гопи по имени Тарака и Пали и пленил Шъяму и Лалиту Он самый очаровательный возлюбленный Шримати Радхарани и источник наслаждения вс всех вкусах (расах) любовных взаимоотношений» (ЧЧ. Мадхья, 8.142)

Кришна - источник всех рас

Высшим аспектом Кришны является Его сладость и обаяние Его личности, а не величие i власть. В «Чайтанья-Чаритамрите» (Ади 2.29) Шрила Прабхупада объясняет это, сравниваз Господа Нараяну с судьей Верховного суда. Судья - величественный и могущественный i зале суда, себя полностью проявляет только в стенах своего дома. Там он раскрывает вс< сокровенные и привлекательные черты своего характера: послушный и верный сын дл; престарелых родителей, для своих друзей закадычный друг, а для супруги - пылкш возлюбленный.

Точно также, когда Господь Нараяна исполняет роль Бога-Тзорца, Он обнаруживав` только Свое величие и могущество. Однако, только дома во Вриндаване, Его удивительны] сладкий характер расцветает во всей полноте. Поэтому Шрила Рупа Госвами именн< Кришну во

Навигация:

Страница 10
Страница 9
-- Страница 8 --
Страница 7
Страница 6