Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 7 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 7

Рула Госвами отвел каждой из четырех главных тем «Бхакти-расамрита-синдху» один из четырех разделов, названных Восточной, Южной, Западной и Северной сторонами этого океана. Точно также как в каждой из сторон океана есть волны, различные категории каждого раздела «Бхакти-расамрита- синдху», в свою очередь, разбиты на отдельные классы, называемые «Волны», и обозначены разными номерами.

Поскольку цель «Волн Преданности» - способствовать более ясному пониманию книги «Нектар Преданности», то, очевидно, что разумным решением будет изучать ее в рамках естественного деления на разделы, произведенного самим Шрилой Рулой Госвами. И, кроме того, чтобы помочь читателю соотнести этот сопроводительный текст с кратким изложением, сделанным Шрилой Прабхупадой, каждая Волна данной книги также разделена на главы, соответствующие «Нектару Преданности».

Наконец, поскольку предисловие к «Нектару Преданности», сделанное Шрилой Прабхупадой, является совершенно новым произведением, не соответствующим какому- либо изначальному тексту «Бхакти-расамрита-синдху», «Волны преданности» начинаются с отдельного анализа этого эссе. Однако, что касается введения к «Нектару Преданности», то в нем подробно пересказываются первые шестнадцать стихов из «Бхакти-расамрита-синдху». Поэтому в «Волнах Преданности» наш комментарий введения относится к Первой Волне Восточного Океана, именно в том же разделе эти темы обсуждаются в «Бхакти-расамрита- синдху».

Шрила Прабхупада явился, чтобы исполнить предсказание Шри Чайтаньи Махапрабху о том, что революция сознания Кришны охватит весь мир. И с этой целью он распространил океан сознания Кришны («Бхакти-расамрита-синдху»). «Волны преданности» представляют собой попытку содействовать Шриле Прабхупаде, главным образом, помогая его последователям глубже погрузиться в этот океан.

11

Анализ

Предисловия

«Нектара Преданности»

Предисловие касается в основном двух тем:

(1) краткая история книги «Бхакти-расамрита-синдху» вместе с биографией ее автора и

(2) бхакти-раса - главная тема «Бхакти-расамрита-синдху».

Краткая история

«Бхакти-расамрита-синдху» берет начало от Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху. Шрила Рула Госвами слушал Его в течение десяти дней на берегу Ганги - в Праяге, около Дашашвамедха-гхата Госвами осознал суть наставлений Господа, систематизировал и записал в форме книг. В 1970 году Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада подарил миру свое изложение «Бхакти-расамрита-синдху» под названием «Нектар Преданности».

«Бхакти-расамрита-синдху»

Бхакти-раса - это основная тема «Бхакти-расамрита-синдху». Шрила Прабхупада

представляет ее, кратко комментируя заглавие книги.

Бхакти

Шрила Прабхупада говорит: «Бхакти означает«преданное служение».(НП, стр. 9).

Бхакти - это преданность или любовь, а любовь, подразумевает служение - деятельность с целью доставить удовольствие возлюбленному. Таким образом, термин «преданное служение» является красноречивым определением бхакти.

Преданность - наиболее существенная потребность каждого живого существа. «Потребность любить заложена в каждом. Это основной закон жизни. Невозможно жить, никого не любя» (НП, стр. 12).

Не удовлетворяя свое желание любить, никто не может4 быть счастливым. Мы не сможем совершенным образом исполнить это желание, если как-то ограничим его, не дав ему возможности расшириться до самой высшей степени. «В первый период своей жизни ребенок любит своих родителей, затем братьев и сестер, а, вырастая, начинает любить свою семью, общество, страну, нацию или даже все человечество. Но даже любовь ко всему человечеству не может удовлетворить нашу потребность любить. Мы не сможем реализовать ее полностью, пока не узнаем, кто является высшим объектом любви» (НП, стр. 12-13). _

Шрила Прабхупада говорит, что любовь может стать всеобъемлющей, только когда мы поймем, что высший возлюбленный - Кришна. Он корень мироздания. Обнимая Его, человек, таким образом, обнимает каждого, как при поливе корня каждый лист и каждая ветка дерева получают питание.

«Нектар Преданности» учит нас тому, как обрести совершенную любовь ко всем живым существам с помощью простого метода - любви к Кришне». (НП, стр. 13).

6 Двумя наиболее известными комментаторами «Бхакти-расамрита-синдху» являются Джива Госвами и Вишванатха Чакраварти Тхакур.

Митам ча сарам ча еачо хи вагмита ити — «подлинное красноречие - это важная истина, высказанная кратко» (ЧЧ. Ади 1.106).

12

Потребность любить расширяется подобно световому лучу. Призывая нас любить Кришну, «Нектар Преданности» учит нас, как найти тот единственный выключатель, повернув который, мы немедленно осветим все вокруг. Тот, кто не знает этого метода, упускает самое главное в жизни» (НП, стр. 13).

Раса

Слово раса трудно перевести. Шрила Бхактисиддханта Махарадж перевел его как mellow - «сладкий», «сочный». Шрила Прабхупада последовал его примеру. «Разные люди по- разному понимают слово раса, используемое в «Бхакти-расамрита-синдху», поскольку ему очень трудно подобрать точный английский эквивалент. Однако мы видели, что наш духовный учитель переводил слово раса как mellow (зрелый, сочный). Мы последуем его примеру, и будем переводить его так же». (В русском переводе сохранено санскритское слово раса, НП, стр. 191).

Раса буквально означает «сок», а в данном контексте - «сладкий, сочный» (mellow). Английское слово mellow означает: «Сладкий и наполненный ароматом спелости, как плод».8 Определение «сладкий, сочный» (mellow) относится к приятному сладкому вкусу созревшего плода, - и вкус этот содержится в его соке. Таким образом, взаимоотношения сравниваются со спелыми плодами. Удовольствие, которое доставляют нам эти отношения, является соком или сладостью взаимоотношений -расой.

Именно вкус плода вызывает в нас желание съесть его. Точно также, сила, которая влечет к определенной деятельности или взаимоотношениям, это вкус, которым мы при этом наслаждаемся. Шрила Прабхупада объясняет: «Семейный человек трудится день и ночь, движимый привязанностью к жене и детям. Филантроп работает, не покладая рук, из любви к большой семье, а националистом движет любовь к своей стране и соотечественникам. Силу, движущую филантропом, семейным

Навигация:

Страница 9
Страница 8
-- Страница 7 --
Страница 6
Страница 5