Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 75 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 75

видеть Твое улыбающееся лицо. Возможность лицезреть Тебя приносит нам, Твоим вечным слугам, огромное удовлетворение. Все наши тревоги сейчас же рассеиваются. Если мы не сможем видеть Тебя из-за Твоего долгого отсутствия в Двараке, то просто не сможем жить» (НП с. 363-364).

Этот отрывок иллюстрирует тушти, т.к. здесь говорится о встрече с Кришной после периода разлуки. Когда Кришна возвратился в Двараку, Его слуга Дарука в экстазе забыл склониться перед ним. Это также пример тушти. ..¦

Стхити - постоянное общение

Те, кто имеют возможность продолжительное время непрерывно находиться в обществе Кришны, наслаждаются стхити, постоянным общением. Шрила Прабхупада пишет: «Когда преданный в конце концов получает возможность постоянно общаться с Кришной, его положение называют устойчивостью в преданном служении» (НП с. 364).

Для иллюстрации стхити Шрила Рупа Госвами приводит стих из своей книги «Шри Хамсадута». В ней рассказывается о том, как Шримати Радхарани лежала без чувств в разлуке с Кришной. Ее подруга Ланита деви, торопясь принести ей свежей воды из Йамуны, видит на воде прекрасного лебедя, плывущего по течению к Матхуре, где поселился Кришна. Она просит лебедя передать Кришне весточку, сообщить ему о состоянии Шримати Радхарани. Лебедь спросил ее, как узнать Кришну, и Лалита деви говорит, что рядом с ним всегда находятся некоторые преданные, особенно Акрура, который, наверно, разговаривает с Ним, и Уддхава, который, скорей всего, как обычно, растирает Его стопы. Таким образом, Акрура и Уддхава изображены в «Хамсадуте» как преданные, которые наслаждаются стхити, постоянным общением с Господом.

Анубхавы служения в настроении благоговения при встрече

В «Нектаре Преданности» Шрила Прабхупада упоминает две анубхавы служения в

настроении благоговения при встрече:

(1) «Преданные, находящиеся с Господом в расе служения, пользуются любой возможностью сделать для Господа то, что входит в их обязанности»; «Иногда они садятся напротив Кришны и дожидаются Его приказаний» (НП с. 364-365).

168

Является ли служение в настроении благоговения истинной расой?

Иногда можно услышать, что служение в настроении благоговения не является истинной расой, что стхайи-бхава служения в духе благоговения не может усилиться до истинной расы, потому что здесь не хватает соответствующей вибхавы и т.д. Шрила Прабхупада отмечает, что «некоторые не склонны считать такое преданное служение настоящей бхакти-йогой» (НП с. 364).

Это ошибочное мнение. Шрила Рупа Госвами приводит две цитаты из «Шримад- Бхагаватам», которые достаточно ясно характеризуют слуг в настроении благоговения, испытывающих все виды вибхавы и т.д. (НП с. 364-365).

ГАУРАВА-ПРИТИ (СЛУЖЕНИЕ В НАСТРОЕНИИ ПОЧТИТЕЛЬНОЙ БЛИЗОСТИ)

Как было упомянуто в начале этой волны, существует два вида дасъя-расы: самбхрама- прити и гаурава-прити. Далее Шрила Рупа Госвами будет объяснять гаурава-прити.

Гаурава-прити также включает почтительное отношение к Господу, но, кроме того, она отличается большей близостью в отношениях, чем самбхрама-прити, потому что преданный в настроении гаурава-прити смотрит на Кришну, как на своего личного защитника и покровителя. Это напоминает отношения с родителями. Преданные в этом настроении чувствуют себя совершенно зависимыми от милости Кришны, как дети чувствуют зависимость от милости отца. Чаще всего преданные в настроении гаурава-прити

1 8

- это сыновья Кришны.

Вибхава

Вишайа-аламбана

Кришна как объект служения е настроении почтительной близости.

Шрила Рупа Госвами описывает тот образ Кришны и те Его качества, которые являются стимулами служения в настроении почтительной близости.

Образ Господа

«Когда Кришна жил в Двараке, некоторые из старших членов рода Иаду время от времени выносили на обсуждение с Ним различные важные дела, и Кришна внимательно разбирал их. Когда речь заходила о чем-либо смешном, Кришна немедленно реагировал на это улыбкой. Случалось, что, исполняя Свои обязанности в зале собраний «Судхарма», Он обращался за советом к старшим» (НП с. 365).

Качества Кришны

«Он проявляет Себя как Высший Духовный Учитель, олицетворение исполнительной власти, высшего разума, высшей силы, а также как защитник и хранитель» (НП с. 365).

"БРС 3.2.139-140.

18 Полагаться на защиту Кришны - один из признаков гаурава-прити. Это также является одним из шести принципов вручения себя Кришне, упомянутым в «Шаранагати» Бхактивиноды Тхакура. Поэтому Шрила Прабхупада дает здесь длинный комментарий, описывая шесть аспектов вручения себя.

169

Глава 40

Почтительная преданность сыновей и других подчиненных

БРС 3.2.148-178

Шрила Рула Госвами продолжает описание гаурава-прити, начатое в предыдущей главе.

Вибхава (продолжение)

Ашрайа-аламбана

Преданный как источник служения в настроении почтительной близости

Есть два типа преданных, в настроении гаурава-прити: (1) каништхи - те, кто почтителен к Кришне как младший по отношению к Нему, и (2) путры - те, кто выражают Ему почтение как сыновья или другие младшие родственники.

Шрила Прабхупада пишет: «Настоящую почтительную преданность проявляют те, кто считает себя подчиненным Кришне, а также те, кто считает себя Его сыном» (НП с. 366).

Главные преданные в настроении гаурава-прити

Наиболее известные близкие слуги - это «Сарана, Гада и Субхадра» (НП с. 366). Главные сыновья и родственники: «Прадйумна, Чарудешна и Самба» (НП с. 366).

Их бхакти

Шрила Рупа Госвами так описывает преданность сьшовей Кришны: «Когда Кришна обедал вместе со Своими сыновьями, они, случалось, открывали рты, чтобы Он кормил их. Иногда Кришна гладил одного из сьшовей по голове и брал его к Себе на колени. И пока Кришна благословлял голову сына, вдыхая ее аромат, все присутствовавшие не могли удержаться от слез при мысли о том, сколько благочестивых поступков этот сьш должен был совершить в своих прошлых жизнях» (НП с.

Навигация:

Страница 77
Страница 76
-- Страница 75 --
Страница 74
Страница 73