у Тебя на глазах, ничуть не поколебало любовь Субхадры к Тебе. Более того, даже изначальный оттенок этой любви нисколько не изменился» (НП с. 369).
Снеха
Для уровня снехи характерны две отличительные черты: (1) мягкосердечие; и (2) преданный не способен вынести даже миг в разлуке с Кришной характеризует. Как пример гаурава-прити-расы на уровне снехи, Шрила Рупа Госвами приводит эпизод с Прадйумной, который общался с Кришной очень застенчиво, со слезами на глазах, - признак мягкого сердца (см. НП с. 369).
Рага
Рага - это такая любовь, которая превращает счастье в страдание, а несчастье в радость. «Всякий раз, получив от своего отца какое-нибудь приказание, он [Прадйумна] немедленно бросался выполнять его, воспринимая любой Его приказ, как нектар, даже если это был яд. Когда же он видел, что его отец не одобряет что-либо, то сразу отвергал это как яд, даже если это был нектар» (НП с. 369-370).
«Устойчивая почтительная преданность - это гаурава-прита-рати. Когда эта рати «углубляется» под влиянием соответствующих бхав, она достигает уровня «любви к Богу» (према), «влечения» (рага) и «привязанности» (снеха).
172
Разлука и встреча
Йога и айога также имеют место и для случая гаурава-прити-расы. Шрила Рула Госвами рассматривает несколько примеров.
Айога - разлука
Уткантхита в гаурава-прити-расе
Прадйумна сказал своей жене Рати: «Враг, Шамбара, уже убит. И теперь мне так не терпится поскорее увидеться с отцом, которого я считаю своим духовным учителем, и который всегда носит с Собой раковину Панчаджанью» (НП с. 370).
Как уже было сказано, Прадйумна был разлучен с отцом в раннем детстве. Приведенное высказывание относится к тому моменту, когда он уже повзрослел и как раз собирался приехать к Кришне. Таким образом, здесь Прадйумна являет собой пример гаурава-прити- бхакты, сгорающего от нетерпения, желая увидеть Кришну в первый раз (уткантхита).
Вийога в гаурава-прити-расе
Когда его отец был на поле битвы Курукшетра, Прадйумна сказал: «С тех пор, как мой отец уехал из Двараки, меня перестали радовать упражнения в военном искусстве. Я потерял интерес ко всем развлечениям. Да что говорить, я не хочу даже оставаться в Двараке, когда там нет моего отца» (НП с. 370).
Йога - встреча
Сиддхи — совершенная встреча
Убив Шамбарасуру и возвратившись в Двараку, Прадйумна достиг совершенства исполнения своего давно лелеемого желания вернуться к отцу (см. НП с. 370). Тушти - встреча, приносящая удовлетворение
Когда Кришна вернулся с Курукшетры, всех Его сыновей в Двараке переполнила радость (тушти): «Когда Кришна вернулся с поля битвы Курукшетры в Двараку, Его сыновья так обрадовались, что в экстазе наделали много ошибок» (НП с. 370).
Стхити - постоянное общение
«Каждый день Прадйумна со слезами на глазах созерцал лотосные стопы Кришны» (НП с. 370).
Шрила Рупа Госвами не разбирает подробно все вйабхичари-бхавы для каждого аспекта встречи и разлуки. Он уже достаточно пространно представил эту тему, когда речь шла о самбхрама-прити. Вдумчивый читатель может просто приложить те же принципы к гаурава- прити. Шрила Прабхупада подводит итог: «Эти признаки почтительной преданности Прадйумны можно описать так же, как они были описаны в случае других преданных» (НП с. 370).
173
Западный Океан
Мукхйа-бхакти-раса
Непосредственные любовные взаимоотношения
Третья волна: Сакхйа-раса -преданность друзей Главы 41-42 «Нектара Преданности»
Глава 41
Братская преданность
БРС 3.3.1-56
«Когда преданный постоянно занят преданным служением и по различным признакам экстаза можно судить о том, что он развил в себе зрелую братскую расу (определенный аромат отношений с Личностью Бога), его чувства называют братской любовью к Богу» (НП с. 371).
Другими словами, когда братская привязанность (сакхйа-рати) усиливается соответствующими бхавами, она развивается и созревает до уровня сакхйа-расы.
И в этой главе Шрила Рупа Госвами начинает анализировать соответствующие вибхавы и т.д. сакхйа-расы.
Вибхава
Вишайа-аламбана
Кришна, как объект дружеской привязанности
Шрила Рупа Госвами описывает тот облик и те качества Кришны, которые возбуждают, прежде всего, сакхйа-расу.
Облик Кришны
Его образ, который стимулирует сакхйа-расу в обитателях Вриндавана, описывается так: «К Господу Хари, чье тело Своим оттенком напоминает драгоценный камень индранила, чья улыбка прекрасна как цветок кунда, чьи шелковые одежды желты как золотая осенняя листва, чья грудь украшена гирляндами цветов, и кто всегда играет на Своей флейте, к врагу Агхи, бродящему в окрестностях Вриндавана, всегда тянутся наши сердца» (НП с. 371).
Слова «постоянно занят преданным служением» указывают на сакхйа-рати (стхайи-бхаву братской преданности). Когда «различные признаки экстаза» (т.е. четыре бхавы) стимулируют эту рати, она развивается в «зрелую братскую расу» (сакхйа-расу).
174
А вот описание облика, который побуждает преданных к сакхйа-расе вне Вриндавана: «Когда сыновья Панду во главе с Махараджей Иудхиштхирой увидели на поле битвы Курукшетра четырехрукую форму Кришны, держащего раковину, диск, палицу и лотос, они впали в забытье и погрузились в нектарный океан счастья» (НП с. 371).
Качества Кришны
«Иногда дружескую любовь в человеке пробуждают имена, образы, атрибуты или трансцендентные качества, например, красивые одежды Кришны, благоприятные знаки на Его теле, Его крепкое телосложение, знание Им разных языков, Его мудрые наставления в «Бхагавад-гите», Его выдающиеся способности, которые Он проявил в разных сферах деятельности, Его глубокие познания, Его доброта, доблесть, Его поведение в роли возлюбленного, Его разум, снисходительность, привлекательность для всех без исключения людей, Его богатство и Его счастье - все это возбуждает в преданном братскую любовь к Нему» (НП с. 371).
Ашрайа-аламбана
Преданный, как вместилище дружеской привязанности
Преданные, испытывающие