Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 76 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 76

366).

Самый знаменитый гаурава-прити бхакта

«Главным среди сьшовей Кришны считают Прадйумну, сына от Его первой жены Рукмини» (НП с. 366).

Облик Прадъюмны

«Внешне Прадйумна практически не отличается от Кришны. Чистые преданные Кришны прославляют Прадйумну за его счастливый жребий: каков отец, таков и сьш» (НП с. 366).

Преданность Прадйумны

«Дорогая Прабхавати, посмотри, кто стоит во главе нашего рода - Шри Кришна, Сам Вишну, Господь, летающий на Гаруде, наш владыка и господин. Мы так горды этим и так уверены в Его покровительстве, что порой не боимся вступать в единоборство с самим Трипурари, Господом Шивой» (НП с. 366-367).

Небольшое отличие

Преданные категории гаурава-прити есть и в Двараке, и во Вриндаване. Преданных гаурава-прити в Двараке притягивает сознание безграничного могущества Господа. Следовательно, по сравнению с преданными в духе гаурава-прити во Вриндаване, их отношения с Кришной не такие близкие.

170

Шрила Прабхупада объясняет: «Слуги в Двараке всегда поклоняются Кришне, видя в Нем высший объект почитания и уважения - Личность Бога. Кришна привлекает их Своими несметными богатствами» (НП с. 367).

Анубхава

Основная анубхава гаурава-прити-расы - выражение своей подчиненности Кришне. Шрила Прабхупада пишет: «Чувство подчиненности... иногда принимает форму анубхавы» (НП с. 367).

Главная анубхава гаурава-прити - выражение подчиненности. Это может принимать различные формы: сидеть ниже, чем Кришна; следовать наставлениям гуру; принимать на себя груз ответственности ежедневного служения Кришне; отказ от действий, не приносящих удовлетворения Кришне; выражение почтения вышестоящим.

Пример того, как сыновья сидят ниже Кришны

«Когда полубоги явились к Кришне с райских планет, все сыновья Кришны тоже последовали за ними и вместо того, чтобы усесться на золотые стулья, сели на пол, устланный оленьими шкурами» (НП с. 367).

Шрила Рула Госвами упоминает также некоторые другие анубхавы: «...сыновья всегда выражали Ему свое почтение, были молчаливы, послушны, вежливы...» (НП с. 367).

Шрила Рула Госвами отмечает одну очень примечательную анубхаву гаурава-прити. Такие преданные «...никогда не обсуждали между собой супружеские любовные игры Кришны» (НП с. 367). Шрила Прабхупада подробно прокомментировал это положение (см. НП с. 367-368).

Саттвика-бхава

Говоря о саттвика-бхаве в гаурава-прити, Шрила Рупа Госвами упоминает случай с Купидоном. Увидев Кришну, Купидон почувствовал, как от экстаза на его теле выступила испарина (сведа), и испытал потрясение (стамбха).

«Дорогой Купидон, оттого что тебе посчастливилось увидеть лотосные стопы Кришны, капельки пота на твоем теле замерзли и напоминают плоды кантаки» (НП с. 368). Красота подобных лотосу стоп Кришны ошеломила Купидона до такой степени, что его тело замерзло с капельками пота на нем.

Вйабхичари-бхава

Все виды вйабхичари-бхав, упомянутых в связи с дасйасамбхрама-прити-расои`, имеют место также и в гаурава-прити-расе. Случай с царевичами династии Йаду - это пример ликования (харши) (см. НП с. 368). Слова Прадйумны приводятся как образец самоуничижения (нирведа). Он сказал: «Дорогой Самба, ты воистину достоин славы. Мне довелось видеть, как ты возился в земле и от этого весь покрьшся пылью. Но, несмотря на это, наш отец, Господь Кришна, взял тебя к Себе на колени. Ко мне, несчастному, наш отец никогда не проявлял такой любви» (НП с. 368).

Когда Прадйумна был мал, его унесли из дома, и он вернулся уже, когда вырос. Поэтому он сокрушается из-за того, что в детстве потерял возможность тесных взаимоотношений со своим отцом, Господом Кришной.

Шрила Рупа Госвами иллюстрирует это ссылкой на «Балараму». Если мы заглянем в оригинал, текст (3.2.157) «Бхакти-Расамрита-синдху», то там санскритское слово аграджа («старший брат»), относится к Кришне, а Гада - младший брат Кришны (это сын Васудевы от другой жены). Увидев своего старшего брата Кришну, Гада, охваченный гаурава-прити, простерся у Его лотосных стоп в дандавате. (Слово Гада означает «палица»). * См. НП с. 353, 1-й абзац (прим. редактора перевода).

171

Стхайи-бхава

Шрила Рула Госвами определяет гаураву как уважительное отношение к старшему в семье. Таким образом, гаурава-прити - это нежные чувства, которые младший член семьи испытывает к старшему. А гаурава-прити является стхайи-бхавой гаурава-прити-расы.

Шрила Прабхупада объясняет: «Отношение к Кришне как к старшему называют благоговением перед Ним. Когда к этому чувству примешивается сознание того, что Кришна хранит преданного, его трансцендентная любовь усиливается, и в этом случае его отношение к Кришне называют почтительной преданностью» (НП с. 368).

Шрила Рупа Госвами приводит описание стхайи-бхавы гаурава-прити: «Питая к Кришне почтительную преданность, Прадйумна никогда не разговаривал с Ним громко. Фактически, он никогда не позволял себе даже раскрыть рта в Его присутствии и никогда не поднимал Своего лица, по которому постоянно текли слезы. Он всегда смотрел только на лотосные стопы своего отца» (НП с. 369).

Уровни премы в гаурава-прити

Гаурава-прити-рати может усилиться до премы, снехи и, самое большее, раги. Шрила Прабхупада кратко говорит об этом: «Углубляясь, устойчивая почтительная преданность превращается в любовь к Богу в почтительной преданности. Характерными признаками этой стадии являются влечение и привязанность»20 (НП с. 369).

Према

На стадии премы любовь к Кришне непоколебима, она никогда не ослабевает, даже если есть веские основания для этого. В качестве примера здесь рассматривается случай, когда младшей сестре Кришны, Субхадре, сказали, что в битве на Курукшетре Кришне не удалось защитить ее любимого сына Абхиманью. Однако ее глубокая любовь к Кришне не умень- шилась и даже не поколебалась. Арджуна, ее муж, сказал Кришне: «То, что Абхиманью был убит практически

Навигация:

Страница 78
Страница 77
-- Страница 76 --
Страница 75
Страница 74