Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 74 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 74

Верховной Личности Бога, Прахлада Махарадж падал на землю и обливался слезами, почти без чувств от заблуждения.

Другой пример: «Ученики одного великого преданного однажды говорили между собой: «Дорогие духовные братья, когда видение лотосных стоп Господа скрылось от взора нашего духовного учителя, он бросился в костер скорби, и от жара этого костра влага его жизни почти высохла. Давайте же вольем в его уши нектар святого имени, чтобы оживить лебедя его жизни» (НП с. 359-360). Эта потеря сознания или отсутствие признаков жизни - признаки вйабхичари-бхавы благоговейного стремления видеть подобные лотосу стопы Господа.

Вийога - разлука

Второй тип разлуки с Кришной, вийога, характеризуется как разлука с Господом, наступающая после общения с Ним. В качестве примера здесь упоминается Уддхава. Когда Кришна покинул Двараку, Уддхава оцепенел, почти не проявляя признаков сознания.

Далее Шрила Рула Госвами описывает десять вйабхичари-бхав вийоги.

Тапа - лихорадка

Слова Уддхавы, обращенные к Нараде, служат иллюстрацией таны (см. НП с. 360). -

Кришата - истощение (высыхание частей тела)

Несколько преданных, пришедших в Двараку повидать Кришну, но остановленных у ворот, молвили: «Дорогой Кришна, друг Пандавов, как лебедь любит нырять среди водяных лилий и умрет, если его отлучить от воды, так и мы хотим только одного - быть с Тобой. Члены наши иссохли и увяли оттого только, что у нас отняли Тебя» (НП с. 360).

Джагарана - бессоница

«Царю Бахулы, несмотря на все удобства, которые были у него во дворце, из-за разлуки с Кришной ночи стали казаться слишком длинными и мучительными» (НП с. 360).

Аламбана-шунйата - неспособность найти прибежище

«Царь Иудхиштхира сказал однажды: «Кришна, колесничий Арджуны, мой единственный родственник во всех трех мирах. Поэтому в разлуке с Ним, с Его лотосными стопами, я дни и ночи схожу с ума, не зная, куда себя деть и куда пойти, чтобы хоть немного успокоить свой ум» (НП с. 360).

Ум Иудхиштхиры не может найти прибежище из-за переживания острого чувства разлуки с Кришной. Поскольку его ум день и ночь был охвачен этими переживаниями, данная ссылка также может быть иллюстрацией бессонницы.

Адхрити - отсутствие силы духа

Рактака служит примером отсутствия силы духа или решимости выполнять свои обязанности. «Стоило ему увидеть обыкновенное павлинье перо, как он закрыл глаза и перестал следить за пасущимися коровами» (НП с. 361).

166

Джадата - вялость

Этот признак проявил Уддхава, когда Кришна выехал из Двараки в Хастинапур (см. НП с. 361).

Вйадхи и унмада - заболевание и безумство

Когда Кришна покинул Двараку, отправившись на поиски драгоценного камня Сйамантаки, у Уддхавы появились симптомы болезни (см. НП с. 361).

Мурччхита - потеря сознания

«Как-то раз Уддхава сказал Кришне: «О, глава рода Йаду, от мыслей о Тебе Твои слуги во Вриндаване не могут заснуть ночью. Сейчас они лежат на берегу Иамуны почти парализованные и кажется, что вот-вот умрут, так как еле дышат» (НП с. 361).

Мрити - смерть

Последний абзац 38-й главы иллюстрирует мрити (смерть). Преданные не позволяют себе умереть, ибо знают, что их последующее отсутствие в играх Кришны расстроит Его. Поэтому, мрити - не настоящая смерть, а состояние, когда проявляются внешние признаки, напоминающие смерть.

«Кришне однажды сказали: «Для жителей Вриндавана Ты дороже жизни. Поэтому, с тех пор, как Ты покинул Вриндаван, все, кто служил Твоим лотосным стопам, испытывают невыносимые страдания. Это все равно, как если бы озера, поросшие лотосами, пересохли от палящего зноя разлуки с Тобой» (НП с. 361).

Шрила Прабхупада объясняет, что в этом стихе жители Вриндавана сравниваются с озерами, в которых цветы лотоса - их души, лебеди - их прана, воздух жизни, а палящий зной - их разлука с Кришной. Жар разлуки с Кришной иссушил их души, и поэтому кажется, что лебеди их жизни вот-вот покинут озера их тел.

Разновидности встречи с Кришной

БРС 3.2.129-147

Шрила Рупа Госвами закончил описание благоговейного служения в разлуке (айога). Теперь, в 39-й главе, он рассказывает о служении в настроении благоговения и почтения при встрече (йога).

Служение в настроении благоговения и почтения, встреча с Кришной

«Встреча Кришны со Своими преданными на специальном языке называется йогой, то есть установлением связи с Кришной» (НП с. 363).

Выделяют три разновидности встречи с Кришной: (1) сиддхи - совершенство, (2) тушти - удовлетворение, (3) стхити - устойчивость. Шрила Прабхупада пишет: «Есть три вида встречи Кришны со Своими преданными. Они называются «совершенство», «удовлетворение» и «устойчивость» (НП с. 363).

БРС 3.2.128.

167

Сильное желание преданного увидеть Кришну впервые называется уткантхита. Сиддхи (совершенство) приходит, когда он, наконец, достигает этого.

В вийоге преданный страдает из-за отсутствия Кришны. Когда Господь возвращается, преданный обретает тушти (удовлетворение).

Когда общение с Кришной происходит постоянно, без помех, и ему не предшествует никакой вид разлуки, это называется стхити.

Сиддхи - совершенная встреча

«О, царь, как только колесничий Акрура увидел во Вриндаване Кришну с Его старшим братом Баларамой, он сошел с колесницы и в порыве любви к трансцендентному Господу припал к Его лотосным стопам, выражая свое почтение» (НП с. 363).

Это пример сиддхи, поскольку в этом эпизоде рассказывается, как Акрура впервые увидел Кришну.

Тушти - встреча в удовлетворении

«.. .когда Кришна возвратился в Свою столицу Двараку, ее жители встречали Его такими словами: «О, наш Господь, надолго уезжая в чужие края, Ты лишаешь нас возможности

Навигация:

Страница 76
Страница 75
-- Страница 74 --
Страница 73
Страница 72