Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 72 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 72

Иаду. У меня тысяча глаз, но оказывается, от них нет никакого толку, потому что они не способны даже на краткий миг увидеть лотосные стопы Господа Кришны» (НП с. 353). Это пример осуждения самого себя (нирведа).

161

Стхайи-бхава

Самбхрама-прити-рати - это стхайи-бхава служения с благоговением и почтением. Она состоит из двух частей: (1) осознание верховного положения Кришны и (2) страстное желание служить Ему.

Понимание верховного положения Господа побуждает преданного развивать в себе смирение и глубочайшее почтение - главную черту характера того, кто служит в настроении благоговения. На санскрите такое осознание, «Кришна - мой Господь и повелитель», называется прабхута-гйаной.

Страстное желание служить Кришне заставляет человека размышлять над тем, как он должен служить Кришне, как ему использовать все в служении Господу?

Когда эти две составляющие соединяются, они образуют самбхрама-прити-рати, которая в комбинации с соответствующими бхавами усиливается до исполненной блаженства дасйасамбхрама-прити-расы.

Примеры самбхрама-прити-рати

Первый пример иллюстрирует оба принципа самбхрама-прити-рати - осознание верховного положения Кришны и неустанное желание видеть Его и служить.

«...Акрура говорит: «Я собираюсь сегодня увидеться с Господом Кришной, и одного этого было достаточно, чтобы уничтожить все, что омрачало мою жизнь. Цель моей жизни достигнута, ибо я смогу выразить свое почтение лотосным стопам Верховной Личности Бога» (НП с. 354).

Другой пример подобен первому (смотрите следующий абзац «Нектара преданности»).

Уровни премы в служении с благоговением

Существуют различные уровни стадии премы: према, снеха, рага, пранайа и так далее. Самбхрама-прити-рати может достигнуть уровня премы, снехи яшраги, но не выше.

Шрила Прабхупада объясняет: «Постепенно усиливаясь, благоговейное и почтительное отношение к Господу превращается сначала в экстатическую любовь [према], затем в любовную близость [снеха], а затем в привязанность [рага]» (НП с. 354).

Према

Если человек достиг уровня премы, его любовь к Кришне уже не подвержена колебаниям и не ослабевает ни при каких обстоятельствах. Шрила Прабхупада объясняет: «Когда любовь преданного не ослабевает и к ней не примешиваются никакие сомнения, говорят, что он достиг уровня устойчивой любви к Кришне» (НП с. 354).

Примеры премы

Бали Махарадж сказал: «Мой дорогой Господь... Дашь ли ты мне возможность наслаждаться всеми совершенствами йоги или обречешь на самые ужасные муки ада, ни то, ни другое не сможет вывести меня из равновесия» (НП с. 354). Из этих слов видно, что никакие условия не могут ослабить прему.

Господь Кришна сказал Уддхаве: «Мой друг, где найти слова, чтобы описать замеча- тельные качества Бали Махараджа, сьша Вирочаны. Этот отпрыск Вирочаны проклял царя сур (полубогов), а Я Сам, воплотившись Ваманой, обманул его, лишив власти над целой Все- ленной, да еще и упрекнул за невыполненное обещание. Но несмотря на все это, встретив- шись со Мной у себя в царстве, он пылко выразил Мне свою горячую любовь» (НП с. 354).

Несмотря на все лишения, на которые Кришна обрек его, Бали Махарадж продолжал любить Кришну. Его любовь нисколько не поколебалась и не уменьшилась. Такова према.

13 БРС 3.2.76

162

Снеха

Отличительные особенности снехи таковы: (1) сердце тает; и (2) даже мгновение разлуки с Кришной становится непереносимым.

Шрила Прабхупада пишет: «Когда такие любовные переживания усиливаются, их называют любовной близостью. На этой стадии развития любви даже минутная разлука с Кришной становится для преданного невыносимой» (НП с. 354-355). Примеры снехи

«Дорогой Дарука, в том, что от разлуки с Кришной ты застываешь на месте, как дерево, нет ничего удивительного» (НП с. 355). Это вторая характерная черта снехи - преданный не может вынести даже минуту разлуки.

«Когда он увидел Господа Кришну, слезы навернулись ему на глаза и потекли рекой. Этот поток устремился к морю Кришны, чтобы отдать Ему дань любви, как жена отдает дань любви своему мужу. Когда тело Уддхавы покрылось гусиной кожей, он стал походить на цветок кадамбы» (НП с. 355). Здесь описывается первая особенность снехи, - сердце преданного тает.

Рага

В «Чайтанья-Чаритамрите» Шрила Прабхупада перевел определение раги, данное Шри- лой Рупой Госвами следующим образом: «Та стадия, на которой влечение к возлюбленному обращает несчастье в счастье, называется рагой, привязанностью. Когда есть такое влечение к Кришне, преданный готов расстаться с жизнью ради Его удовлетворения».1

Встреча с Кришной превращает даже большое горе в счастье. Разлука с Кришной обращает даже величайшее счастье в страдание, и человек готов расстаться с жизнью. Таковы отличительные черты раги.

Шрила Прабхупада подводит итог: «Когда любовная близость сама по себе вызывает в человеке счастье или причиняет ему горе, ее называют влечением [рага]. На этой стадии испытывающий экстатическую любовь преданный невозмутимо встречает все превратности судьбы и даже под угрозой смерти не прекращает трансцендентного любовного служения Господу» (НП с. 355).

Примеры раги

Несмотря на то, что Махараджа Парикшит находился в удручающих обстоятельствах приближающейся смерти, встреча с Господом, обретенная через слушание, превратила эту скорбную ситуацию в радостную.

Шрила Прабхупада объясняет: «Замечательный пример такой экстатической любви явил царь Парикшит, когда ему пришло время умирать. Несмотря на то, что он лишился своего царства, охватывавшего весь мир, и в течении всех семи дней, оставшихся ему до смерти, не брал в рот ни капли воды, он нисколько не страдал от этого, т.к. все это время слушал Шукадеву Госвами, рассказывавшего ему о трансцендентных играх Господа. Более того, общение с Шукадевой Госвами доставляло ему

Навигация:

Страница 74
Страница 73
-- Страница 72 --
Страница 71
Страница 70