Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 70 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 70

были склонны к удовлетворению чувств, а гьяникари - шли путем освобождения, сева-ништхи с самого начала были привязаны к служению Господу. Шрила Прабхупада говорит: «Тех, кто, только приступив к самоосознанию, уже привязан к преданному служению, называют сева-ништхами» (НП с.346).

Шрила Рупа Госвами приводит здесь слова одного преданного: «О, мой Господь, Твои трансцендентные качества привлекают даже освобожденные души, приводя их в общество преданных, неустанно прославляющих Твои деяния... Видя все Твои трансцендентные

156

качества я тоже не смог устоять перед Тобой и решил посвятить свою жизнь любовному служению Тебе» (НП с. 346). Видя, что Господь привлекает даже освобожденные души, сева-ништхи тотчас решают посвятить свою жизнь служению Господу.

Самые известные из сева-ништх - это «Господь Шива, царь Индра, царь Бахулашва, царь Икшваку, Шрутадева и Пундарика»10 (НП с.346).

Паришада-дасы - личные слуги

Паришада-дасы - это управляющие Господа, которые также вьшолняют личные поручения, согласно своему положению, например, относят Его послание, обмахивают Господа опахалом и т.д.

Главные паришада-дасы

«В Двараке в ближайшее окружение Кришны входят такие преданные, как Уддхава, Дарука, Сатьяки, Шрутадева11, Шатруджит, Нанда, Упананда и Бхадра. Они исполняют роль секретарей Господа, но иногда также служат лично Ему. Из рода Куру к числу приближен- ных Господа Кришны относятся Бхишма, Махараджа Парикшит и Видура» (НП с.346).

Их облик

«Тела тех, кто близок к Господу Кришне, излучают сияние, а их глаза напоминают лотосы. По силе они превосходят полубогов, и их особой отличительной чертой является то, что их всегда украшают драгоценности» (НП с. 346).

Их преданность

«О, Господь, Твои приближенные во главе с Уддхавой всегда стоят у главных ворот Двараки в ожидании Твоих приказаний. Они взирают на Тебя глазами, влажными от слез, и их желание служить Тебе так велико, что они не испугаются даже опустошительного огня, извергаемого Господом Шивой. Это души, полностью предавшиеся Твоим лотосным стопам» (НП с.346-347).

Уддхава, самый выдающийся паришада-дас

Его облик

«Его тело такого же темного цвета как воды Йамуны и так же прохладно. Его всегда украшают гирлянды, которые носил Господь Кришна...» (НП с. 347).

Его преданность

«Господь Шри Кришна, наш повелитель и объект поклонения, тот, кому подчиняются Господь Шива, Господь Брахма и вся Вселенная, послушно выполняет приказы Уграсены, Своего деда. Ему принадлежат миллионы Вселенных, но, несмотря на это, Он выпрашивает у океана небольшой участок суши. Он Сам подобен океану мудрости и, тем не менее, иногда обращается ко мне за советом. Он велик и милосерден, но занимается Своими делами совсем как обыкновенный человек» (НП с.347).

Шрила Рупа Госвами перечисляет Господа Шиву среди адхикритов (назначенных слуг) и также среди сева- ништх (принимающих покровительство и защиту Господа из любви). Это можно понимать так, что Шива принимает покровительство Кришны из любви к Нему и посвящает себя служению Ему {сева-ништха). А конкретное поручение, которое дает ему Кришна - это выполнять обязанности полубога (адхикрита). 11 Шрила Рупа Госвами упоминает Шрутадеву и как сева-ништху, и как паришада. Т.е. очевидно, что он, как и Господь Шива, попадает сразу в две категории. Это можно объяснить так: Шрутадева принимает покровительство у Кришны и посвящает себя служению Ему из любви к Нему {сева-ништха), а особое служение, которым Кришна наделяет его - это быть Его приближенным (паришад).

157

Ануга-дасы - спутники Господа

Ануга-дасы - самые близкие личные слуги Господа.

Главные ануга-дасы в Двараке

Это «Сучандра, Мандана, Стамба и Сутамба» (НП с. 347).

Их облик

Они «...носят такие же одежды и украшения, как и остальные приближенные Господа» (НП с. 347).

Их преданность

«Виды служения, доверяемые анугам, могут быть самыми разными. Мандана занят тем, что всегда держит зонт над головой Кришны. Сучандра обмахивает Его белой чамарой (волосяным опахалом), а Сутамба подает Ему орехи бетеля» (НП с.347).

Главные ануга-дасы во Врадже

Это «Рактака, Патрака, Патри, Мадхукантха, Мадхуврата, Расала, Сувиласа, Премаканда, Марандака, Ананда, Чандрахаса, Пайода, Бакула, Расада и Шарада» (НП с.347).

Их облик

«Они никогда не покидают Вриндавана, их тела украшают нитки жемчуга и золотые браслеты. Цветом кожи они напоминают черных пчел и золотую луну. Одежды на них подчеркивают особенности их внешности» (НП с.348).

Их преданность

«Об их обязанностях можно судить по словам Яшоды, поторапливавшей их: «Бакула, пожалуйста, почисть желтый наряд Кришны, Варика добавь к воде для омовения ароматическое масло агуру. А ты, Расала, приготовь орехи бетеля. Смотрите, Кришна уже совсем близко. Уже видно облако пыли, за которым можно различить возвращающихся коров» (НП с.348).

Рактака, самый известный из ануга-дасов

Его облик

«Он одевается в желтое платье, а цветом тела напоминает молодую траву» (НП с.348).

Его преданность

Рактака сказал: «Послушай-ка, позаботься, пожалуйста, о том, чтобы я всегда был занят служением Господу Кришне, который теперь прославился тем, что поднял холм Говардхан» (НП с.348).

ТРИ ВИДА ПАРИШАД И АНУГ

Близкие слуги Господа (паришады и ануги) могут находиться в одном из трех настроений: дхурйя, дхира и вира. Шрила Прабхупада пишет: «Тщательно изучив приближенных Господа, Шрила Рупа Госвами делит их на три категории: дхурйа, дхира и вира» (НП с.349).

Дхурйа

К данному типу слуг относятся те, у кого есть привязанность как к Кришне, так и к Его возлюбленным и Его слугам.

158

Это настроение охарактеризовал Рактака: «Я служу и поклоняюсь не только Самому Кришне. Его подруги, гопи в равной степени заслуживают моего поклонения и служения.

Навигация:

Страница 72
Страница 71
-- Страница 70 --
Страница 69
Страница 68