Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 68 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 68

«Кришна-карнамрите»: «Пусть имперсоналисты занимаются познанием трансцендентного, поклоняясь безличному Брахману. Когда-то и я шел этим путем, но меня увел с него юный проказник, лукавый и очень привязанный к гопи, сделав меня Своей служанкой, так что теперь я забыл о пути осознания Брахмана» (НП с. 340).

Милость, которой могут наделить разные проявления Кришны - неодинакова. По милости Вишну, человек может обрести какое-то осознание формы Господа на Вайкунтхе. Однако, Билвамангала Тхакур получил милость Враджендрананданы Кришны и потому смог достичь враджа-премы.

Шрила Прабхупада объясняет: «Билвамангала Тхакур получил духовное посвящение в школе имперсоналистов и старался познать безличный аспект Абсолютной Истины, но позже, повстречав во Вриндаване Кришну, он стал возвышенным преданным» (НП с. 340).

Является ли нейтральная преданность истинной расой?

Расу можно ощутить, когда, благодаря различного рода стимулам, усиливается рати. Шанти-рати, однако, никак не реагирует на внешние стимулы. Из-за этого знатоки драматургии утверждают, что шанти-рати не может быть усилена до уровня истинной расы. Шрила Прабхупада пишет: «По мнению некоторых авторитетов, это состояние не входит в чисто трансцендентных вкусов, шшрас» (НП с. 340).

Но Шрила Рупа Госвами не согласен с этим мнением. Он отмечает, что шанти-рати не реагирует лишь на материальные стимулы. Таким образом, трансцендентная форма Господа вполне может стимулировать шанти-рати и усилить ее до уровня истинной расы.

Чтобы подтвердить, что шанти-рати - это основа шанта-расы, он цитирует «Шримад Бхагаватам» (11.19.36): «Состояние, когда разум сосредоточен на Мне, называется шама. Но без шанти-рати сосредоточить разум исключительно трудно».10

Шамах - предварительное условие для появления шанта-расы

Насколько человек склонен к удовлетворению чувств, настолько он не будет склонен с преданному служению (бхакти-раса). Таким образом, шамах (безразличие и невозмутимость по отношению к материальным желаниям) является предварительным условием появления расы. Шрила Прабхупада пишет: «По мнению некоторых авторитетов это состояние не входит в число трансцендентных вкусов, рас, но Шрила Рупа Госвами говорит, что даже

9 БРС 3.1.42

10 «О том, кто сосредоточен на моем личностном образе, говорят, что он находится в шанта-расе, и пока человек не достигнет этого уровня, не может быть и речи о том, чтобы обрести чистое преданное служение Мне»(НПс.341).

152

если это и так, то нужно все же признать, что оно знаменует начало преданного служения» (НП с. 340).

Когда человек достигает безразличия к материальным желаниям, его ум получает возможность проявить свою естественную склонность к ананда-сварупа-брахману, блаженству, приносимому активным преданным служением. Такое безразличие называется шамах, и оно может помочь преданному достичь стадии служения (дасйа-раса), которую все ученые принимают как истинную расу. Шрила Прабхупада делает вывод: «Однако, если человек так и не достигает уровня настоящего служения Господу, нельзя считать, что он достиг уровня трансцендентной расы» (НП с. 340).

Шамах (невозмутимость) - основа шанти-рати. Когда к шанти-рати добавляется соответствующая вибхава и т. д., она превращается в шанта-расу. В подтверждение существования шанта-расы, Шрила Рупа Госвами цитирует стих из «Вишну-дхармоттары»: «Состояние отсутствия счастья, страданий, злости, зависти, которое характеризуется равным отношением ко всем живым существам, называется шанта-расой».

Западный Океан

Мукхйа-бхакти-раса

Непосредственные любовные взаимоотношения

Вторая волна: Дасйа-раса - трансцендентная привязанность - служение. Главы 36-40 «Нектара Преданности»

Глава 36

Трансцендентная привязанность (служение)

БРС 3.2.1-56

Основная характеристика дасйа-расы - сильная привязанность, прыти. Когда прыти сочетается с соответствующей выбхавой и т.д., это уже называется прита-бхакти-раса, и ее вкус очень дорог сердцу преданного.

Шрила Прабхупада пишет: «Так или иначе, привязанность к Кришне ощущают преданные, находящиеся с Ним в самых разных трансцендентных отношениях, и поэтому это состояние во всех случаях называется одинаково - привязанностью или чистой привязанностью к Кришне» (НП с. 342).

153

Три разных мнения

Шрила Рупа Госвами начинает анализ дасйа-расы с трех цитат, которые по-разному определяют ее.

Шридхара Свами

Шридхара Свами называет прити «уттама-расой», т.е. характеризует ее как бхакти, пропитанную премой. Шрила Прабхупада объясняет: «Авторитеты, в частности Шридхара Свами, считают расу трансцендентной привязанности совершенной стадией преданного служения. Она следует непосредственно за нейтральными отношениями, и ее достижение является необходимым условием для развития в человеке духа служения» (НП с. 342).

Когда человек, обладающий шанти-рати, развивает в себе сильную привязанность (прити) к Господу, у него появляется желание служить Ему (дасйа-раса), что считается совершенной стадией.

Нама-Каумуди Эта книга определяет прита-расу как стхайи-рати. Шрила Прабхупада пишет: «В «Нама-каумуди» это состояние описывается как постоянное влечение или привязанность к Кришне (НП с. 342).

Судева

Судева описывает прита-расу как шанту. Шрила Прабхупада говорит, что он «относит привязанность к атрибутам ступени шанта-расы» (НП с. 342).

Решение кажущихся противоречий

Шридхара Свами считает, что прити приходит между шантой и дасйей. В «Нама- каумуди» утверждается, что прити проявляется на ступени дасйи, а Судева Госвами говорит, что на уровне шанты. На самом деле здесь нет противоречий. Дело в том, что прити (привязанность к Кришне) присутствует во всех вкусах взаимоотношений, но до того, как человек достигает ступени дасйи, она не настолько сильна, чтобы ее можно было почувствовать.

Поэтому, хотя прити присутствует во всех расах, Шрила Рупа Госвами выделяет как прити-расу именно служение, так как, только начиная с этой стадии, влияние прити становится ощутимым (активное служение).

Два вида дасйи

Дасйа-раса бывает двух видов: (1) самбхрама-прити - служение в настроении благоговения и почтения; и (2) гаурава-прити - уважительное служение, какое может оказывать сын или еще кто-то, зависящий от Кришны

Навигация:

Страница 70
Страница 69
-- Страница 68 --
Страница 67
Страница 66