Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 69 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 69

подобным образом.

САМБАНДХА-ПРИТИ (служение с благоговением)

«Преданные, находящиеся с Кришной в отношениях слуги и господина, испытывают к Нему привязанность, смешанную с благоговением» (НП с.342).

Вибхава

Вишайа-аламбана

Кришна как объект благоговейного служения

В «Нектаре Преданности» этот автор назван Шукадевой. В «Бхакти-расамрита-синдху» (3.2.3) он упомянут как Судева. Переписчик магнитофонных записей неправильно понял Шрилу Прабхупаду.

154

Далее Шрила Рупа Госвами описывает облик и качества Кришны как объекта служения с благоговением.

Образ Кришны (рупа)

«Обитатели Вриндавана обычно говорили: «Мы всегда видим Кришну, кожа которого цветом напоминает темную тучу. В лотосных руках Он держит Свою волшебную флейту. Одет Он в желтые шелковые одежды, а Его голову украшает павлинье перо» (НП с. 342).

Для некоторых преданных объектом дасйа-самбхрама-прити-расы является образ Господа Вишну с четырьмя руками, но из высказывания Даруки в «Лалита-Мадхаве» выясняется, что образ (рупа) Кришны - это гораздо более сильный стимул.

Качества

Качества Кришны как объекта служения с благоговением описываются так: «Другой преданный как-то сказал: «Верховная Личность Бога, из пор на коже которого все время исходят миллионы Вселенных, обладающая непостижимыми энергиями, неизменно исполненная всех совершенств, привлекающая к Себе все освобожденные души, океан милости и источник всех воплощений...» (НП с.343). Ашрайа-аламбана Преданный - как вместилище служения в настроении благоговения.

Преданных, имеющих настроение благоговейного служения, называют басами, слугами. Они выделяются некоторыми особыми чертами характера. Это смиренные, скромные души, их взгляд всегда опущен долу и они склоняются в глубоком почтении (прашрита). Они естественным образом стремятся использовать свои способности для исполнения повелений Кришны (нирдеша ваша вартти). Они заслуживают доверия и исполнены веры (вишваста- бхакта). Они всегда полностью осознают, что Кришна их повелитель (винамрита-буддхи).

ЧЕТЫРЕ ВИДА ДАСОВ

Различают четыре вида слуг: (1) адхикрита-дасы - полубоги, выполняющие определенное служение в материальном мире, (2) ашрита-дасы - преданные, принявшие покровительство и защиту Господа, (3) паришада-дасы - приближенные ответственные слуги, которые совершают разнообразное личное служение, и (4) ануга-дасы - сокровенные близкие слуги Господа во Врадже и Двараке.

Шрила Прабхупада объясняет: «Есть четыре категории преданных, связанных с Господом отношениями служения: (1) назначенные слуги (такие как Господь Брахма и Господь Шива, которым поручено управлять материальными гунами страсти и неве-жества); (2) преданные-слуги, находящиеся под защитой Господа; (3) преданные из ближайшего окружения Господа; (4) преданные, постоянно сопровождающие Господа» (НП с. 343).

Адхикрита-дасы - назначенные слуги

Адхикрита-дасы - это преданные, которым Кришна выделил роли полубогов. Некоторые из них упоминаются в беседе Джамбавати и Калинди (см. НП с. 344).

Ашрита-дасы - преданные, принявшие покровительство Господа

«Дорогой Кришна, радость Вриндавана! От страха перед материальным существованием мы приняли Твое покровительство, ибо только с Тобой можем чувствовать себя в полной

9 БРС 3.2.16

155

безопасности. Мы прекрасно сознаем Твое величие и потому, отбросив желание освобождения, нашли прибежище у Твоих лотосньгх стоп. Мы много слышали о Твоей всевозрастающей трансцендентной любви и добровольно встали на путь трансцендентного служения Тебе» (НП с. 344).

Эта цитата устанавливает три вида ашрита-дасов (преданных, принявших покровительство Господа):

1) шаранагата - принявшие прибежище у Господа в страхе перед материальным существованием («От страха перед материальным существованием мы приняли Твое покровительство, ибо только с Тобой можем чувствовать себя в полной безопасности»);

2) гйашкари - те, кто осознали Брахман, но отказались от желания мокши и приняли покровительство Кришны, понимая, что Он является источником Брахмана («Мы прекрасно осознаем Твое величие и потому, отбросив желание освобождения, нашли прибежище у Твоих лотосных стоп»);

3) сева-ништха - те, кто просто любят Кришну и потому сосредоточены на желании служить Ему («Мы много слышали о Твоей всевозрастающей трансцендентной любви и добровольно встали на путь трансцендентного служения Тебе»).

Шаранагата - принимающие покровительство из страха

Слута-шаранагата (1) боится материального существования и (2) уверен, что Господь может защитить его. Рула Госвами упоминает два примера шаранагат. Первый - это молитва змея Калийи, предавшегося Господу из страха неминуемой смерти. Вторая цитата - слова преданного, который вручает себя Господу, прекратив совершать оскорбления (апарадха-бхаджана): «О, Господь, мне стыдно признаться Тебе, но я послушно исполнял все приказы своих господ: вожделения, гнева, алчности, иллюзии и зависти, и порой делал это самым недостойным образом. Но сколько я не служил им верой и правдой, мне не удалось ни удовлетворить их, ни умолить отпустить меня на волю. Они не стесняются принимать от меня любое служение, каким бы низменным оно ни было. О, мой Господь, о глава династии Иаду, наконец я образумился и потому припадаю к Твоим лотосным стопам. Пожалуйста, займи меня служение Тебе» (НП с.345).

Гьяникари - принимающие покровительство, благодаря знаниям

Спута-гъяникари постиг Брахман и знает, что Господь является источником Брахмана. Таким образом, он отбрасывает желание обрести мокшу и принимает покровительство Господа. Шрила Прабхупада пишет: «В ведических произведе-ниях можно найти много упоминаний о людях, которые искали освобождения, идя путем эмпирического философствования, но позже отказались от этого ради того, чтобы полностью предаться лотосным стопам Кришны» (НП с.345).

Шрила Рупа Госвами приводит два примера. Первый - это мудрецы Наймишаранйи, которые оставили путь осознания безличного Брахмана, услышав о славе Верховной Личности Господа. Второй пример взят из «Падйавали», где преданный, который был раньше имперсоналистом, описывает свою привязанность к Кришне (см. НП с. 345).

Сева-ништха - те, кто принимает покровительство из-за любви

В то время, как шаранагаты

Навигация:

Страница 71
Страница 70
-- Страница 69 --
Страница 68
Страница 67