Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 67 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 67

потягивается, наставляет других в преданном служении, в почтении склоняется перед образом Господа, возносит искренние молитвы и хочет физически служить Господу. Таковы некоторые общие признаки преданных в нейтральной расе» (НП с. 338).

Пример зевоты

«О мистик, я полагаю, что в твоем сердце до некоторой степени развились экстатическая любовь и преданность, заставляющие тебя зевать» (НП с. 338).

Саттвика-Бхава

«Иногда преданные в шанта-расе падают наземь, волосы на их теле встают дыбом и по всему телу пробегает дрожь - так у них непроизвольно проявляются различные признаки экстатического транса» (НП с. 339).

Пример того, как поднимаются волосы

«...когда Кришна подул в Свою раковину Панчаджанью, многие великие мудрецы, жившие в горных пещерах, очнулись, выйдя из медитативного транса, и заметили, что волосы у них на теле стоят дыбом» (НП с. 339).

Вйабхичари-Бхава

«Иногда преданные, находящиеся в шанта-расе, цепенеют6, бывает, что их охватывает ликование или стремление рассуждать, они могут быть невозмутимыми, осмотрительными, задумчивыми, беспокойными и проворными. Эти признаки свидетельствуют о постоянном экстазе, то есть об устойчивых чувствах» (НП с. 339).

Пример нирведы (досада)

«Один великий мудрец, осознавшая себя душа, сокрушался, что упустил случай увидеть Кришну, когда Тот жил в Двараке. Эта мысль заставила мудреца замереть в оцепенении» (НПс. 339).

Стхайи-бхава

Очевидно, что обусловленная душа еще не развила стхайи-бхаву; но, обрести освобождение - вовсе не всегда означает развить свою стхайи-бхаву. Если освобожденная душа достаточно удачлива, Господь помогает ей избавиться от монистических впечатлений в сердце (гйана-самскара) , и постепенно у нее проявляется стхайи-бхава, известная как шанти-рати. Это поднимает ее с уровня имперсонального осознания до личностной концепции Бога.

А если такому осознавшему Брахман преданному чрезвычайно посчастливится, он может удостоиться даршана образа Господа. Когда облик Господа (вибхава) возбуждает шанти- рати, которую в этот момент он может впервые почувствовать, удачливый

6 Это оцепенение связано с вйабхичари-бхавой под названием нирведа (осуждение самого себя), а не с саттвика-бхавой, называемой стамбха.

7 Гйана-самскара - это впечатления, оставленные в уме следованием в прошлом по имперсональному пути (гйана-марга).

150

трансценденталист убеждается, что она приносит безгранично большее блаженство, чем осознание безличного аспекта Господа. Шанти-рати — это стхайи-бхава шанта-расы. Она бывает двух видов: (1) сама, равная, и (2) сандра, сгущенная. Ниже приводятся примеры.

Пример сама шанти-рати

В случае сама шанти-рати (равная) преданный воспринимает Господа внутри себя.

«О мистике, поднявшемся над умозрительным философствованием и утвердившемся в Брахмане, говорят, что он находится в трансе и свободен от влияния материальных представлений о жизни. Когда такой мистик слушает повествования об играх Господа, по его телу иногда пробегает дрожь» (НП с. 339).

Пример сандра шанти-рати

В сандра шанти-рати (сгущенная) преданный воспринимает Господа снаружи, то есть прямо перед своими глазами. «Когда осознавший Брахман преданный, достигший уровня устойчивого транса, непосредственно созерцает вечный образ Кришны, его трансцендентное блаженство возрастает в миллион раз» (НП с. 339).

Два типа шанта-расы

Существует два способа, как осознавший Брахман преданный получает даршан Господа: непосредственно и косвенно. Этому соответствуют два вида шанта-расы: (1) парокшйа, косвенная и (2) сакшата, непосредственная.

Косвенная шанта-раса

Шрила Рула Госвами приводит два примера косвенной (парокшйа) шанта-расы: «Друг мой, как ты думаешь, если я достигну совершенства в восьмиступенчатой йоге, смогу ли я увидеть вечный образ Верховной Личности Бога?» (НП с. 339).

Когда некоторые йоги видели сияние тел Кришны и Баларамы, они почти забывали то блаженство, которое они черпали в осознании безличного Брахмана (см. НП с. 339-340).

В этих примерах преданный получает даршан не прямо, а косвенно, - посредством своего долго лелеемого желания увидеть Господа или через воспоминание о предыдущем даршане.8

Непосредственная шанта-раса

Описание непосредственной (сакшата) шанта-расы Шрила Рула Госвами также снабжает двумя примерами: «О Господи, Ты всегда исполнен трансцендентного блаженства, недоступного ни на каких иных уровнях духовного осознания, поэтому мне было достаточно издали увидеть Тебя, чтобы понять всю бессмысленность пребывания в трансцендентном блаженстве безличного Брахмана» (НП с. 340).

«Когда звуки Панчаджанйи, раковины Кришны, вывели из медитативного транса некоего великого мистика, он был так потрясен, что стал биться головой о землю. Глаза его наполнились слезами экстатической любви, и он отступил от всех правил и предписаний своей йоги. Так, ни минуты не колеблясь, он отказался от практики осознания Брахмана» (НП с. 340).

Услышав звук раковины Кришны, мудрец сразу же прервал свою имперсональную медитацию. Открыв глаза, он непосредственно увидел прекрасный темный цвет тела Господа, и для него безличная концепция Абсолюта тотчас потеряла всякий вкус. Сокрушаясь о времени, потраченном впустую, он полностью отверг всю имперсональную

Хотя об этом явно не сказано в «Нектаре Преданности», йоги, о которых говорится во втором примере, были погружены в воспоминания о форме Господа, которого они до этого видели на Курукшетре.

151

йогу и стал шанта-бхактой Господа. В обоих случаях, преданный непосредственно созерцал Господа. Таким образом, это сакшат шанта-раса.

Особая милость Кришны

Как уже говорилось (БРС 3.1.17), тапасви могут достичь шанти-рати по милости пре- данных Господа и атмарам. Когда эта шанти-рати сочетается с другими соответст- вующими элементами, тапасви могут испытывать шанта-расу в одной из двух форм, упомянутых выше.

Поскольку нет никого более милостивого, чем Кришна, даже человек, до этого убежденный в безличной концепции Абсолюта, может быть возвышен до уровня высочайшего осознания, мадхурйа-расы. Шрила Рупа Госвами приводит удивительный пример с Билвамангала Тхакуром, который писал в

Навигация:

Страница 69
Страница 68
-- Страница 67 --
Страница 66
Страница 65