Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 65 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 65

трансцендентного блаженства» (НП с. 329).

Те, кто неспособны

«Шрила Рупа Госвами поэтому сожалеет о тех, кого съедают огонь ложного отречения, привычки к бесплодному эмпирическому философствованию, и о тех, кто пренебрегает преданным служением. Людям, привязанным к ведическим обрядам или к безличному Брахману, недоступно трансцендентное блаженство преданного служения» (НП с. 329).

Защищая нектар преданности

Затем Шрила Рупа Госвами предупреждает тех, кто способен наслаждаться бхакти-расой, что им нужно тщательно оберегать ее от людей недостойных и настроенных враждебно по отношению к преданному служению. «Поэтому Шри Рупа Госвами советует преданным, отведавшим нектара преданности, очень тщательно оберегать предан-ное служение от таких бесплодных мыслителей, приверженцев ведических обрядов и тех, кто ищет спасения в безличном Брахмане. Преданные должны оберегать доставшееся им бесценное сокровище духовной любви от воров и грабителей» (НП с. 329).

Два важных условия

В конце этой главы приводятся два важных условия, которые должны быть выполнены, прежде чем человек сможет в действительности понять, что такое раса, и наслаждаться ею.

(1) Бхакти-раса совершенно недоступна пониманию непреданньгх. «Изведать вкус подлинного нектара преданности способны только те, кто посвятил свою жизнь служению лотосным стопам Личности Бога» (НП с. 330).

(2) По-настоящему наслаждаться расой можно только по достижении бхава-бхакти. «Если преданный превосходит уровень экстатической любви и таким образом достигает самого высокого уровня - ступени чистой благости, это означает, что он полностью очистил свое сердце от материальной скверны. На этой чистой стадии жизни человек способен вкусить сладость нектара преданности, и способность ощущать этот вкус на специальном языке называется расой - трансцендентным состоянием» (НП с. 330).

Западный Океан

Мукхйа-бхакт и-раса

144

I it i i i

Непосредственные любовные взаимоотношения

Первая волна: Шанта-раса - нейтральная любовь к Богу Глава 35 «Нектара Преданности»

Вторая волна: Дасйа-раса - трансцендентная привязанность - служение. Главы 36-40 «Нектара Преданности»

Третья волна: Сакхйа-раса -преданность друзей Главы 41 -42 «Нектара Преданности»

Четвертая волна: Ватсалйа-раса - родительские отношения Глава 43 «Нектара Преданности»

Пятая волна: Мадхурйа-раса - преданное служение в супружеской любви Глава 44 «Нектара Преданности»

Западный Океан

Мукхйа-бхакти-раса

Непосредственные любовные взаимоотношения

Первая волна: Шанта-раса - нейтральная любовь к Богу Глава 35 «Нектара Преданности»

Глава 35

Нейтральная любовь к Богу БРС 3.1.1-47

Мангалачарана

Вступая в Западный Океан «Бхакти-расамрита-синдху», Шрила Рупа Госвами произносит мангалачарану. Как и раньше, он употребляет здесь слово санатана, указывающее как на Кришну, вечного Господа, так и на Санатану Госвами, его духовного

145

учителя. Обращая свою молитву к «Санатане», Шри Рупа Госвами одновременно ищет благословений Кришны и гуру.

Шрила Прабхупада переводит мангалачарану: «...Шри Рупа Госвами вознос! почтительные молитвы вечной Верховной Личности Бога, тому, кто неизменно прекрасен, кому всегда с трансцендентной любовью служат чистые преданные» (НП с. 333).

Это также можно перевести по-другому: «Я предлагаю почтительные молитвы Санатан Госвами, чья преданность Верховному Господу столь бесподобно сияюща, и который так сильно любит вайшнавов!»4

Однако, существует еще и такая интерпретация слова «Санатана»: «Тот, кто несет тяжелейшее бремя заботы о материальном и духовном благополучии исполненного невежества автора». Шри Рупа Госвами пишет о себе как о беспомощном, невежественном и в высшей степени зависимом от поддержки и защиты Санатаны.

Краткий обзор Западного Океана

Южный Океан

Первая Волна: вибхаеа

Вторая Волна: Анубхава

Третья Волна: сатт вика-бхава

Четвертая Волна: вйабхичари-бхава

Пятая Волна:

стхайи-бхаеа

1. Шанти-рати

2. Дасйа-рати

3. Сакхйа-рати

4. Ватсалйа-рати

5. Мадхурйа-рати

Западный Океан_____

Первая Волна: Шанта-раса

вибхаеа

анубхава

саттвика-бхава вйабхичари-бхава стхайи-бхава

4БРС3.1.1

146

В Южном Океане были проанализированы пять элементов расы: вибхава, анубхава, саттвика-бхава, вйабхичари-бхава и стхайи-бхава. В разделе, посвященном стхайи-бхаве Шрила Рула Госвами познакомил нас с пятью видами непосредственной привязанности к Кришне: шантой, дасйей, сакхйей, ватсалйей и мадхурйей.

Западный Океан состоит из пяти волн. Первая Волна описывает вибхаву, анубхаву, саттвика-бхаву и вйабхичари-бхаву, усиливающие шанти-рати до шанта-расы. Во Второй Волне говорится о том же, но по отношению к дасйа-расе. Третья Волна - то же, но в связи с сакхйа-расой. Четвертая Волна - то же, с ватсалйа-расой; и Пятая Волна - с мадхурйа-расой.

ШАНТА-РАСА

Обрести нейтральную любовь к Господу (шанта-расу) может тот, кто способен хранить трансцендентное состояние нейтральности [т.е. беспристрастности] или безразличия к материальным объектам чувственного восприятия. Шрила Прабхупада объясняет: «О том, кто действительно способен удержаться на трансцендентном уровне, говорят, что он достиг нейтральной стадии преданного служения» (НП с. 333).

Освобожденные души, достигшие трансцендентного положения, бывают двух типов. И те и другие свободны от материальных желаний, но одних интересует безличный Абсолют, а другие стремятся к Абсолюту личностному.

Имперсоналист

«Некоторые великие мудрецы достигали нейтральной стадии, обуздав свои чувства с помощью аскетизма, покаяний и медитации. Таких мудрецов обычно называют йогами- мистиками, и в больпшнстве случаев их привлекает духовное блаженство, которое приносит осознание безличного аспекта Абсолютной Истины» (НП с. 333).

Стремящийся к осознанию личностного аспекта Бога

Тот, кто признает Личность Бога гораздо более удачлив, чем имперсоналист, так как его привлекает к себе облик Господа. Счастье, которое он испытывает, созерцая облик Господа, намного превосходит счастье осознания безличного Брахмана, поскольку в отсутствие формы Господа нет возможности наслаждаться расой.

Шрила Прабхупада объясняет: «На самом деле трансцендентное наслаждение общения с Верховной Личностью намного превосходит блаженство осознания безличного Брахмана, так как при этом человек непосредственно связан с Господом в Его вечной форме» (НП с. 333).

Хотя преданные, состоящие в нейтральных отношениях с Господом, могут удостоиться даршана образа Господа, они не способны войти в Его игры. Пока человек не обретет дасйа- бхаву, он не

Навигация:

Страница 67
Страница 66
-- Страница 65 --
Страница 64
Страница 63