получит такой возможности.
Вибхава
Вишайа-аламбана
Кришна - как объект нейтральной преданности
Шрила Рупа Госвами описывает объект шанта-расы как образ четырехрукого Вишну с присущими Ему качествами.
Образ (рупа) Вишну
147
«Для начала мудрецам, занимающим позицию трансцендентного нейтралитета, следует принять покровительство Господа Вишну, четырехрукой формы Верховной Личности Бог; (НП с. 334). Шрила Прабхупада подтверждает это тремя ссылками на шастры.5
Качества Вишну
«Он также преклоняется перед Ним за Его невозмутимость, абсолютное владение Со( и чистоту, за Его доброту к преданным и за то, что Он не подвержен влиянию материалы условий» (НП с. 335). Ашрайа-аламбана
Преданный - как вместилище нейтральной привязанности Шрила Рупа Госвами упомин два вида преданных, которые обладают шанта-расой: (1) атмарамы, осознавшие себя дуг и (2) тапасви, те, кто проходят через суровые покаяния и аскезы.
Как правило, атмарамы и тапасви это имперсоналисты, однако, если им посчастливи- встретиться с чистым преданным, они могут развить веру в вишну-бхакти. Такая в< поднимает их до положения преданных, находящихся в нейтральных отношениях Господом. Шрила Прабхупада объясняет: «Начав общаться с чистым преданным, смирев внимая наставлениям Господа Кришны и не пытаясь истолковать их по-свое} освобожденная душа, осознавшая Брахман, может достичь нейтральной стадии предание служения» (НП с.335).
Атмарамы
К лучшим из атмарам относят четырех Кумаров, которые выглядят как сияют голенькие дети, со светлой кожей, лет четырех-пяти. Обычно эти четыре брата всегда вмес Шрила Рупа Госвами приводит здесь высказывание самих четырех Кумаров, котор характеризует их настроение преданности: «Дорогой Мукунда, безличный аспе Абсолютной Истины, называемый Брахманом, может привлекать святого человека только тех пор, пока ему не посчастливится увидеть Твой вечный образ, исполненный блаженств; знания...» (НП с. 336).
Тапасви
Тапасви занимается преданным служением, так как знает, что освобождение мож обрести только через бхакти. Шрила Прабхупада говорит: «Святой - это тот, кто понима что достаточно заниматься одним преданным служением, чтобы быть уверенным в cboi освобождении» (НП с. 336).
Шрила Рупа Горвами не приводит примера тапасви, потому что нет столь известш тапасви, которых можно было бы упомянуть.
Настроение преданности тапасви описывается следующим образом: «Как правш святой думает: «Когда я смогу удалиться в горную пещеру, чтобы жить там в одиночеств Когда я смогу обходиться одной набедренной повязкой? Когда мне будет достаточно лш небольшого количества фруктов и овощей? Когда, наконец, я смогу постоянно думать лотосных стопах Мукунды - источника сияния Брахмана! Достигну ли я когда-нибу такого уровня духовного развития, когда полностью осознаю всю мимолетность моих дней ночей в сравнении с вечностью?» (НП с. 336).
5 «Бхагавад-гита», 18.54 (брахма-бхута прасаннатма), «Риг Веда» (ом тад вишну парома) и «Шримад- Бхагаватам», 7.5.31 (на те видух свартха гатим хи вишнум).
148
Уддипана
Объекты, побуждающие к нейтральной преданности
Уддипана подразделяется на два класса: (1) асадхарана, «необщая»; и (2) садхарана, «общая». Необщие уддипаны - это те, которые стимулируют преданных какой-либо одной расы. Общие уддипаны {садхарана) разжигают энтузиазм у преданных различных рас.
Асадхарана уддипана - необщие стимулы
Шрила Рупа Госвами перечисляет стимулы свойственные только для шанта-расы: «Святым человеком движет желание изучать ведическую литературу, особенно Упанишады, всегда жить вдали от мирской суеты, постоянно размышлять о вечном образе Кришны, быть готовым обсуждать все, что связано с Абсолютной Истиной, всегда блистать своими знаниями, видеть Верховного Господа в Его вселенской форме (вишва-рупе), постоянно общаться со знающими преданными и обсуждать с такими же возвышенными, как он сам, личностями положения Вед. Все эти качества и склонности святого человека помогают ему достичь уровня шанта-расы» (НП с. 336-337).
Пример «слушания Упанишад»
Слушание Упанишад в собрании Господа Брахмы возбудило нейтральную привязанность в обладающих знанием Вед йогах, даровав им блаженство шанта-расы (см. НП с. 337).
Садхарана Уддипана - общие стимулы
Шрила Рупа Госвами перечисляет стимулы шанта-расы, которые также могут влиять и на преданных в других расах: «Тех, кто находится на уровне шанта-расы, к дальнейшему совершенствованию в преданном служении побуждают аромат листьев туласи, предложенных лотосным стопам Господа, звуки Его раковины, вид святого места где-то с горах или созерцание леса, к примеру, одного из лесов Вриндавана, паломничество по святым местам, посещение мест, по которым протекает Ганга, победа над потребностями тела (едой, сном, совокуплением и защитой), осознание разрушительной силы вечного времени и постоянное общение с теми, кто занят преданным служением в сознании Кришны» (НП с. 337).
Пример вдыхания аромата Туласи
Шри Рупа Госвами, цитируя Третью песнь, описывает, как четыре Кумара обрели блажен- ство шанта-расы, уловив аромат листьев Туласи, смешанных с шафраном и поднесенных лотосным стопам Господа Вишну.
Анубхава
Асадхарана-анубхава
Проявления экстаза, характерные только для шанта-расы
Шрила Рупа Госвами перечисляет анубхавы, присущие только шанта-расе: «Их взгляд сосредоточен на кончике носа, и ведут они себя как авадхуты. Другими признаками таких людей является то, что, ораторствуя, они всегда хотят выделиться из толпы, а говоря что- либо, соединяют большой и указательный пальцы (это называется гъяна-мудрой)». Это описание продолжается до конца абзаца (см. НП с. 338).
Пример концентрации взгляда на кончике носа
«Взгляд этого великого мудреца был сосредоточен на кончике носа. Это свидетельствовало о том, что он уже осознал вечный образ Господа, пребывающий в нем» (НП с. 338).
149
Садхарана-анубхава
Проявления экстаза, свойственные также другим расам
Шрила Рула Госвами перечисляет анубхавы, общие для шанты и других рас: «Иногда можно видеть, как преданный, находящийся в шанта-расе, зевает,