Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 20 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 20

и ашрамов, но при этом не следует принципу «всегда помнить Кришну и никогда не забывать Его», то его усилия потрачены впустую. Он не получит ни блага, ни защиты и лишится своего положения.

В подтверждение Шрила Рула Госвами цитирует «Шримад-Бхагаватам» (11.5.2-3): «Четыре сословия, на которые делится общество - брахманы, кшатрии, вашийи и шудры, возникли из разных частей вселенской формы Господа... Аналогичным образом, саннйаси вышли из головы, ванапрастхи - из рук, грихастхи - из талии, а брахмачари - из ног... Здесь имеется ввиду, что каждый человек обязан действовать в соответствии с занимаемым положением, и либо его деятельность будет приносить удовлетворение Верховной Личности, либо он лишится своего положения» (НП, стр. 51).j2

Досконально исполняя свои обязанности в рамках варнашрама-дхармы, мы можем достичь мирового признания или райских наслаждений, но даже, если человек полностью пренебрегает всеми этими правилами и ограничениями, он может обрести упомянутые благословения, просто всегда памятуя о Кришне и никогда не забывая Его. В связи с этим, Шрила Рупа Госвами приводит стих из «Шримад-Бхагаватам» (11.27.49): «Если люди просто смогут поклоняться или помнить Господа, то автоматически они обретут счастье, как в этом мире, так и в следующем» (НП, стр. 53).

Нужны ли другие ведические предписания?

«Всегда помни Кришну...» - это самое важное наставление Вед. Однако, нам не следует поспешно отвергать другие предписания. Они могут быть полезны в исполнении ваидхи- садханы, при условии, что будут усиливать наше памятование о Кришне. В этом случае такие правила и ограничения, способствуя очищению садхаки, помогают ему сосредоточить свои мысли на Кришне и, в конечном итоге, достичь према-бхакти.

j2 Следующие четыре абзаца в «Нектаре Преданности» вплоть до цитаты из ШБ 11.27.49 являются комментариями Шрилы Прабхупады на ШБ 11.5.2-3.

40

Шрила Рула Госвами подтверждает это цитатой из`«Нарада-Панчаратры»: «Любую, одобренную богооткровенными писаниями деятельность,¦• цель, которой - удовлетворение Верховной Личности Бога, святые учители причисляют к регулирующим принципам преданного служения. Тот, кто постоянно занимается таким служением Верховной Личности Бога под руководством истинного духовного учителя, постепенно достигает уровня служения Богу в чистой любви» (НП, стр. 53-54).

Глава 3

Кто может заниматься преданным служением

БРС 1.2.14-29 -¦¦•`/

Во Введении «Нектара Преданности» дается определение чистого преданного служения, первая глава описывает шесть его отличительных черт, а во второй говорится о практике преданного служения. В этой главе будут рассмотрены основные качества, необходимые для того, чтобы заниматься такой практикой.

Преданное служение не имеет причины. Следовательно, нет никаких предварительных условий для того, чтобы обратиться к практике садхана-бхакти. Вначале от человека даже не требуется знания и отречения. Единственно, что необходимо, это желание служить Кришне. Шрила Прабхупада пишет: «При этом он может оставаться очень привязанным к кармической деятельности и материальному чувственному наслаждению и не быть готовым к разным формам отречения. Однако, если такой человек имеет укоренившуюся привязанность к Кришне, это делает его подходящим кандидатом на то, чтобы заниматься преданным служением» (НП, стр. 55).

Шрила Рупа Госвами подчеркивает этот момент, цитируя обращение Господа Кришны к Уддхаве (ШБ 11.20.8): «Дорогой Уддхава, привязаться ко Мне может только тот, на чью долю вьшала редкая удача. И даже, если он не до конца избавился от привязанности к кармической деятельности и не очень сильно привязан к преданному служению, его служение быстро принесет плоды» (НП, стр. 55). Другими словами, даже если человек все еще привязан к материальной жизни, он все-таки может начать свое преданное служение, просто испытывая к этому некоторую склонность. .

Как обрести способность совершать преданное служение

Интерес к Кришне является единственным` необходимым качеством для того, чтобы заниматься преданным служением. Но как его обрести? - Только по милости чистого преданного.

Поэтому в самом начале главы Шрила Прабхупада говорит: «Общение с Махатмами, великими душами, целиком поглощенными преданным служением Господу, помогает человеку до некоторой степени ощутить привлекательность Шри Кришны» (НП, стр. 55).

Необходимо ли отречение?

Обычно люди считают, что отречение (ваирагйа) является необходимым для того, чтобы начать духовную жизнь. Однако, в случае с преданным служением это не так. В действительности, отречение может даже стать препятствием для развития бхакти. Если человек слишком отречен от эмоциональной и чувственной деятельности, он не будет склонен к преданному служению, поскольку для этого требуется активное использование чувств и эмоций.

41

Три уровни преданных

Как ужег было сказано, стимулом для следования процессу ваидхи-бхакти служат предписания шастр. Таким образом, знание священных писаний и вера в них являются главными условиями, определяющими способность человека прогрессировать в преданном служении. В зависимости от глубины веры и знания можно разделить преданных на три класса: уттама, мадхйама или каништха.

Уттама-адхикари

Самый лучший кандидат для выполнения чистого преданного служения, отличается твердой верой и очень хорошим знанием священных писаний. Щрила Прабхупада так описывает уровень его знания: «Он в совершенстве знает все основные писания и может умело приводить доводы, основанные на них» (НП, стр. 55). Шрила Прабхупада также характеризует его веру: «Он глубоко убежден, что конечной целью жизни является достижение трансцендентного любовного служения Кришне, и знает, что Кришна - единственный объект поклонения и любви... JJ Он непоколебимо верит в писания, глубоко постигнув их смысл с помощью логики и доказательств» (НП, стр. 56).

Мадхйама-адхикари

Кандидат, обладающий средней квалификацией для выполнения

Навигация:

Страница 22
Страница 21
-- Страница 20 --
Страница 19
Страница 18