Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 18 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 18

заниматься садхана-бхакти, необходимо влечение или «вкус». Однако получить беспричинную милость и заработать начальную агйата-сукрити можно без всякой подготовки.

Наши духовные достижения никогда не теряются. Влечение к Кришне, которое человек обрел, совершая преданное служение когда-либо раньше, остается в его сердце. И в будущей жизни это побудит его искать общества преданных и снова практиковать преданное служе- ние с того уровня, которого он достиг прежде. Таким образом, мы видим, что в Движение сознания Кришны приходят преданные, находящиеся на разных духовных уровнях.

Способность практиковать садхана-бхакти, зависит от силы нашего вкуса или стремления к Кришне. Чем сильнее проявляется вкус, тем выше уровень преданного. Вот

* Прим. переводчика: здесь очевидная неточность в первом издании «Нектара Преданности» на рус- ском языке, исказившая смысл этого высказывания Шрилы Прабхупады. Более правильный перевод будет таким: «Считается, что стадия практики преданного служения характеризуется двумя качествами, уровень пре- данного служения в экстазе - четырьмя, и чистая любовь к Богу - шестью отличительными особенностями».

36

почему Шрила Рупа Госвами говорит о необходимости «...классифицировать людей, способных принять сознание Кришны, то есть преданное служение, по их наклонностям»* (ЕЙ, стр. 44).

Следовательно, основой прогресса в сознании Кришны является наш вкус к слушанию кришна-катхи, а не умственные способности. Шрила Прабхупада объясняет: «... людям, имеющим врожденную склонность к изучению таких книг, как «Бхагавад-гита» и «Шримад- Бхагаватам», преданное служение дается легче, чем тем; кто привык к умозрительному философствованию и логическим умозаключениям» (НП, стр. 44).

Определение садхана-бхакти

Шрила Прабхупада начинает Вторую Волну «Бхакти-расамрита-синдху» с обсуждения определения садхана-бхакти, данного Шрилой Рупой Госвами (см. НП, стр. 45). Изначаль- ный стих приводится в «Чайтанья-чаритамрите» Шрилы Прабхупады (Мадхья 22.105):

крити-садхйа бхавет садхйа-

бхава са садханабхидха нитйа-сиддхасйа бхавасйа

пракатйам хриди садхйата

крити-садхйа - которое должно выполняться чувствами; бхавет - должно быть; садхйа- бхава -посредством чего обретается любовь к Богу; са - эта; садхана-абхидха - называемое садхана-бхакти, или практическое преданное служение; нитйа-сиддхасйа - вечно совершенная; бхавасйа - любви к Богу; пракатйам - пробуждающаяся; хриди - в сердце; садхйата - способность.

«Когда трансцендентное преданное служение, приводящее к любви к Крипше, совершается чувствами, оно называется садхана-бхакти или практикой преданного служения согласно правилам и предписаниям. Любовь к Кришне вечно пребьшает в сердцах всех живых существ и пробуждается благодаря этой практике».

Другими словами, садхана-бхакти - это практика, выполняемая при помощи чувств, которая приводит к проявлению бхава-бхакти.

Шрила Прабхупада комментирует это определение, начиная с 3-го абзаца стр. 45 и до 1-го абзаца стр. 47.

Взаимосвязь садханы и бхавы

Как объясняет Шрила Прабхупада, слово «практика» {садхана) означает, что ум и чувства человека должны вьшолнять некую особую деятельность. Садхана-бхакти означает, что наш ум и чувства должны быть заняты какой-либо работой для Кришны, такой деятельностью, которая проявляет бхава-бхакти. Однако из этого не следует, что садхана-бхакти механически приводит к бхаве. Бхакти не является чем-то ¦механическим, и ее невозможно обрести с помощью какого-либо механического метода. Только бхакти рождает бхакти.

Тогда как же все-таки садхана приводит к проявлению бхава-бхакти! Когда человек твердо придерживается практики садхана-бхакти, его сердце очищается. Постепенно возникает искреннее стремление служить Господу. А когда садхана сопровождается таким искренним стремлением, то она становится способной разбудить бхава-бхакти . Поэтому, если преданный хочет добиться ощутимого успеха, он должен не допускать, чтобы его

* Слова "by his particular taste" («no их наклонностям» в русском издании «Нектара Преданности») можно также перевести - «в зависимости от их вкуса». (Прим. редактора).

26 Более подробно пробуждение бхава-бхакти обсуждается в начале 17-й главы «Волн Преданности».

37

садхана была бесстрастной и механической. Необходимо заниматься своей ежедневной

практикой преданного служения, горя желанием служить Кришне.

«Практика»

Как объясняет Шрила Прабхупада, термина «практика» недостаточно для полного описания процесса садхана-бхакти. Обычно это слово означает стремление овладеть каким- нибудь мастерством, которым человек до этого не обладал. Садхана-бхакти, однако, раскрывает нечто, уже находящееся в сердце. «Цель этой практики, однако, не в том, чтобы развить в себе нечто чуждое нашей природе» (НП, стр. 45). Шрила Прабхупада использует здесь свою собственную аналогию: «В ведической литературе описаны специальные методы, с помощью которых мы можем так занять свой ум и чувства, чтобы пробудить в себе дремлющее сознание любви к Крипше. Это напоминает пробуждение в ребенке после небольшой тренировки способности ходить» (НП, стр. 46). 7

Далее Шрила Прабхупада приводит пример с доктором и пациентом. В этом мире живое существо безумно, так как занимается деятельностью, причиняющей ему страдания. Он сравнивает духовного учителя с психиатром, который возвращает в нормальное состояние психику пациента, предписывая ему необходимый режим. Духовный учитель возвращает изначальное здравое сознание ученика, предписывая ему практику садхана-бхакти.

Суть садхана-бхакти

Суть садхана-бхакти заключатся в сосредоточении ума на Кришне. В «Шримад- Бхагаватам» Нарада Муни говорит: «Дорогой царь, человек должен, во что бы то ни стало, сосредоточить свой ум на Кришне» (НП, стр. 47)." В этом стихе Нарада далее поясняет, что Шишупала и Камса получили освобождение, так как были поглощены мыслями о Кришне, хотя и с ненавистью и страхом. Такова сила памятования о Кришне - если человек, так или иначе, сосредоточит ум на Кришне, он очистится.

Поскольку думать о Кришне - это суть садхана-бхакти, то важнейшей обязанностью гуру является помочь своему ученику научиться этому. «И

Навигация:

Страница 20
Страница 19
-- Страница 18 --
Страница 17
Страница 16