Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 19 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 19

долг ачарйи, духовного учителя - определить методы, с помощью которых его ученик сможет сосредоточить свой ум на Кришне» (НП, стр. 47). Шрила Прабхупада указывает, что Чайтанья Махапрабху особо выделял харе-кришна-киртану как лучший вид садханы, так как это самое эффективное средство направить ум на Кришну.

Два вида садхана-бхакти

Шрила Рула Госвами выделяет два вида садхана-бхакти: (1) ваидхи - практика преданного служения на основе правил и ограничений и (2) рагануга - спонтанное преданное служение. Главное, в чем они отличаются, это источник вдохновения. В рага- бхакти вдохновение приходит от естественного стремления совершать преданное служение. В ваидхи-бхакти такого желания нет, и человек должен развить его с помощью наставлений духовного учителя и священных писаний.

Шрила Прабхупада поясняет это: «На начальной стадии он встает рано утром и проводит арати, выполняя указание своего духовного учителя, но постепенно в нем развивается искренняя привязанность к этому. И тогда он уже сам старается украсить мурти Господа, нарядить Его в красивые одежды и все время думает о том, как лучше Ему служить» (НП, стр. 48).

27 Эта аналогия также иллюстрирует связь между садхана-бхакти и проявлением бхаеы.

28 Здесь он использует ШБ 5.5.4: нунам праматтах куруте викарма... «Живое существо считается безумным, потому что оно пытается стать счастливым, занимаясь деятельностью, причиняющей ему страдания и порабощающей его».

Тасмат кенапйупайена, манах кришне нивешайет... ШБ 7.1.32.

38

Эти слова ясно отображают основную концепцию рагануги и` ее отличие от ваидхи. Следуя изначальному тексту Шрилы Рулы ГосваМй, Щрила Прабхупада здесь кратко касается данной темы. В 15 и 16 главах (БРС 1.2.270-309) мы приведем точное определение рагануга-бхакти и выявим множество более глубоких подробностей/

ВАИДХИ-САДХАНА-БХАКТИ

БРС 1.2.2-269 Определение ваидхи-бхакти

Определение ваидхи-бхакти, данное Шрилой Рулой Госвамй, Шрила Прабхупада переводит так: «Ваидхи-бхакти - это служение, совершаемое из чувства долга, когда человек служит Господу, выполняя волю своего духовного учителя или следуя указаниям священных писаний, и не имеет при этом привязанности к Господу или внутреннего побуждения к любовному служению Ему» (НП, стр. 48).

Важно отметить, что нам не следует недооценивать ваидхи-бхакти, поскольку она пред- ставляет собой любовный обмен между преданным и Господом, побуждает человека следо- вать указаниям гуру и шастр. Таким образом, это одна из стадий чистого преданного служения.

Побуждение следовать ваидхи-бхакти

Когда стремление заниматься садханой основывается не на естественном влечении к служению, а на чем-то еще, такое преданное служение называется - ваидхи-бхакти.

Шрила Рула Госвамй поясняет это цитатой из «Шримад-Бхагаватам» (2.1.5): «Шукадева Госвамй советует Махарадже Парикшиту: «О, царь, если ты хочешь без страха встретить свою смерть, до наступления которой остается семь дней (ибо каждого в момент смерти охватывает страх), то ты должен немедленно начать слушать о Боге, воспевать Его имена и постоянно памятовать о Нем» (НП, стр. 48).

В качестве наглядного примера ваидхи-бхакти может служить то, как Махараджа Парик- шит слушал «Шримад-Бхагаватам», так как импульсом к совершению преданного служения здесь является не естественное влечение к Кришне, а желание избавиться от страха смерти.31

Основной принцип ваидхи-бхакти

Побуждением к действию для ваидхи-бхакти служат правила и ограничения Вед, однако, в Ведах содержится бесчисленное количество различных правил, и многие из них кажутся противоречивыми. И каково же самое важное наставление, которому должен следовать ваидхи-бхакта?

Шрила Рула Госвамй цитирует «Падма Пурану»:

смартавйах сататам вишнур висмартавйо на джатучит

м Рагануга - это больше, чем просто спонтанное служение. Оно должно быть` мотивировано исключительно любовью и свободно от каких-либо других соображений - таких как, например, чувство благоговения и почтения, возникающее от осознания величия Господа. Если человек спонтанно желает служить Кришне, но все еще продолжает осознавать Его божественное Великолепие, такое служение все еще относится к ваидхи- бхакти - так как ограничено формальным этикетом, который всегда необходим во взаимоотношениях со Всемогущим. Рагануга-бхакти должна быть полностью свободна от подобных ограничений. Поэтому, в действительности, ее можно обнаружить только во Вриндаване.

j1 Комментарий Шрилы Прабхупады по поводу бесстрашия охватывает три абзаца в «Нектаре Преданности», заканчиваясь перед цитатой из «Падма Пураны».

39

сарве видхи-нишедхах сйур этайор эва кинкарах

«Всегда помни о Кришне и никогда не забывай Его. Все указания и запреты, упомянутые в шастрах, являются слугами этих двух правил».

Здесь описаны два принципа: (1) видхи - «правила» или «указания», (2) нишедха - «запреты» или «ограничения». Необходимо следовать правилам {видхи) и избегать запрещенных действий {нишедха). Следуя правилам, человек получает благо, а соблюдая запреты, избегает греховных реакций.

Суть всех ведических правил {видхи) - всегда помнить Кришну. Суть всех ведических ограничений {нишедха) - никогда не забывать Его: «Указание всегда помнить Кришну подразумевает запрет: Его никогда нельзя забывать. К этому простому приказу и запрещению сводятся все регулирующие принципы» (НП, стр. 50).

Следование этому единственному видхи дарует человеку такое же благо, как выполнение всех видхи. Соблюдение этой единственной нишедхи спасает его от всех дурных последствий, как, если бы он подчинялся всем нишедхам.

Это наставление применимо во всех случаях. Шрила Прабхупада переводит: «Названный регулирующий принцип распространяется на все варны и ашрамы - касты и уклады жизни... Постоянно помнить о Верховной Личности Бога и ни на мгновение не забывать Его - принцип, которому должны следовать все без исключения» (НП, стр. 50).

Если кто-то выполняет все правила и ограничения системы варн

Навигация:

Страница 21
Страница 20
-- Страница 19 --
Страница 18
Страница 17