Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 21 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 21

чистого преданного служения, обладает очень твердой верой, но его знание священных писаний не полно. Шрила Прабхупада говорит об этом так: «Он не всегда может убедительно отстоять свою позицию, подтвердив ее свидетельствами из богооткровенных писаний, но непоколебимо верит в свою цель» (НП, стр. 56).

Каништха-адхикари

Кандидат третьего класса, с наименьшей квалификацией для практики преданного служения, обладает слабой верой и слабым знанием писаний и, таким образом, его легко переубедить более сильными аргументами.

Шрила Прабхупада пишет: «В, отличие от преданного второго класса, который также не способен приводить доводы и доказательства из богооткровенных писаний, но, тем не менее, твердо верит в свою цель, неофит,лишен такой веры. Поэтому его называют преданным- неофитом» (НП, стр. 56-57),

Обладать «верой в свою цель» означает быть убежденным в том, что цель жизни — удовлетворять Кришну, отбросив все другие желания. Если человек принимает это, даже не имея твердой убежденности и знаний, он является кандидатом на уттама-бхакти (чистое преданное служение). Утверждение, что каништха-адхикари «лишен такой веры» в свою цель, указывает на то, что у него есть некоторая вера, но она слаба. И поскольку у него все- таки есть небольшая вера в то, что он должен удовлетворять Кришну, отбросив другие желания, он тоже может практиковать уттама-бхакти.

"«Вера» означает убежденность в том, что цель жизни человека - удовлетворять Кришну, отбросив все ругие желания.

42

Вера Знание

Уттама Твердая, убежден сам и может убеждать других. Очень хорошее, может опровергать мнение оппонентов.

Мадхйама Твердая, убежден. Хорошее, но не всегда может победить в споре.

Капиштха Слабая, его легко переубедить. Слабое, не может представить аргументы, чтобы противостоять мнению оппонента.

Те, у кого нет веры в высшую цель

В «Бхагавад-гите» дается описание четырех типов людей, которые обращаются к Кришне (примерами их являются Дхрува Махарадж, четверо Кумаров, слон Гаджендра и мудрецы Наимишараньи). Несомненно, это - возвьппенные души, но, все же, они не отвечают минимальным требованиям (каништха-адхикари), необходимым для выполнения чистого преданного служения, так как они не понимают и не принимают того, что истинная цель жизни заключается только в удовлетворении Кришны. Они обратились к Богу ради собственного удовлетворения, и это лишило их возможности практиковать свободную от всех эгоистических мотивов уттама-бхакти.

Благочестие предшествует вере в бхакти

Шрила Прабхупада дает пространный комментарий на упомянутый выше стих из «Бхагавад-гиты», начиная с 1-го абзаца на странице 5? и заканчивая в начале 59-й страницы «Нектара Преданности». Он отмечает следующие моменты.

Хотя эти четыре типа благочестивых людей не способны практиковать уттама-бхакти, они достойны похвалы за то, что обратились к Кришне. Шрила Прабхупада говорит: «Эти четыре типа преданных описаны в седьмой главе «Бхагавад-гиты», и всех их считают людьми праведными. Пока человек не станет праведником, он не сможет прийти к преданному служению» (НП, стр. 57).

Далее Шрила Прабхупада снова подтверждает, что благочестие очень важно: «Человек, не совершавший благочестивых поступков, попав в тяжелое положение, становится либо агностиком, либо коммунистом, либо еще кем-нибудь в этом роде. Не обладая твердой верой в Бога, такой человек полагает, что сможет поправить свое положение, если полностью отвергнет Его существование» (НП, стр.58).

Бхакти беспричинно, оно независимо. Его невозможно обрести, соблюдая религиозные обряды и ведя благочестивую жизнь. Поэтому под «праведностью», упомянутой выше, имеется в виду предыдущая деятельность в преданном служении (сукрити), которая, совершалась ли она сознательно или случайно, пробуждает в человеке привязанность к Господу. Вот почему Шрила Прабхупада подчеркивает, что -недостаток благочестия влечет отсутствие твердой веры в Господа.

43

Мудрость, отречение и чистое преданное лужение

Единственно, что необходимо для того, чтобы начать преданное служение - это желание его выполнять. Но, чтобы практиковать чистое преданное служение, человек должен стать отрешенным, то есть свободным от всех желаний, кроме желания удовлетворять Кришну. Шрила Прабхупада комментирует: «Таким образом, чистым преданным служением может начать заниматься тот, кто избавился от телесных представлений о жизни» (НП, стр. 59).

Таким образом, из четырех типов людей, упомянутых в «Бхагавад-гите», мудрый человек является самым лучшим, потому что он обращается к Господу не ради материальной выгоды. «Мудрый человек, привязавшись к Кришне, не ждет от Него ничего в ответ: ни облегчения своих страданий, ни денег. Это значит, что с самого начала его привязанность к Кришне, в той или иной мере, основывается на любви» (НП, стр. 58).

Вновь обращаясь к «Бхагавад-гите», Шрила Прабхупада утверждает, что освобождение от телесных представлений о жизни очень существенно для прогресса в чистом преданном служении: «Бхагавад-гита» (18.54) тоже подтверждает, что доступ к преданному служению открывается человеку только тогда, когда он, осознав Брахман, избавляется от всех материальных тревог и обретает способность видеть единую природу всех живых существ» (НП, стр. 59).

Освобождение приходит автоматически

Освобождение от материальной концепции значительно углубляет осознание цели человеческой жизни: удовлетворять Кришну, а не свои телесные потребности. Поэтому оно увеличивает адхикари преданного - его способность к духовному росту. Таким образом, освобождение может показаться желательным. Однако, к преданному освобождение приходит автоматически, как одно из следствий преданного служения. Для этого вовсе не нужно прилагать какие-то дополнительные усилия.

В действительности, Шрила Рупа Госами ясно говорит, что у чистого преданного не должно быть ни желания достичь освобождения (мукти), ни желания чувственного удовлетворения (бхукти). Он сравнивает эти

Навигация:

Страница 23
Страница 22
-- Страница 21 --
Страница 20
Страница 19