Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 15 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 15

невежество - лучший путь избавления от страданий. А полностью уничтожить невежество может только преданное служение. И чтобы подтвердить это Шрила Рупа Госвами приводит цитаты из «Падма Пураны» и «Шримад-Бхагаватам» (4-я Песнь).

Шрила Прабхупада завершает это обсуждение отрывком из «Падма Пураны»: «Чистое преданное служение в сознании Кришны просветляет, как ничто другое. Оно подобно

бушующему лесному пожару, который убивает всех вредоносных змей желаний» (НП, стр. 33). В этой цитате он переводит санскритское слоъо авидйам как «желание». Обычно авидйа переводится как невежество. Поэтому Шрила Прабхупада поясняет: «Аналогично этому, жар пламени сознания Кришны так велик, что мгновенно уничтожает всех змей невежества» (НП, стр. 33).

Заключение

Преданное служение избавляет от последствий греховных действий, уничтожает греховные желания, противодействует эгоистическим наклонностям и, что самое важное, искореняет невежество. Таким образом, преданное служение является единственным действенным и эффективным способом достижения полного освобождения от всех видов страданий.

Шубхада - благоприятно во всех отношениях

Первое качество (освобождает от всех видов страданий) и второе качество (благоприятно во всех отношениях) связаны между собой: по мере того, как страдания уменьшаются, возрастает благо, которое приносит преданное служением

Эти два качества полностью проявляются на стадии ииштхи, «устойчивости». Нам нужно понять, что если мы не избавились от страданий и не проявляем хорошие качества, значит, мы еще не достигли устойчивости в садхана-бхакти.

Благоприятное во всех отношениях должно соответствовать четырем критериям: оно должно (1) приносить благо всем, (2) привлекать каждого, (3) способствовать развитию хороших качеств и (4) одаривать высшим счастьем. Только преданное служение соответствует всем четырем названным критериям, и никакая другая практика не может претендовать на это.

Благотворно для всех и привлекает каждого

Шрила Прабхупада подчеркивает благотворность преданного служения, противопостав- ляя его неспособности ООН ни (1) принести благо каждому, ни (2) привлечь каждого. С другой стороны, сознание Кришны является высшим благом для всех, потому что «в этом движении может участвовать каждый, и каждый может почувствовать на себе его благотворное влияние» (НП, стр. 33). Поэтому Шрила Рупа Госвами и все великие ачарйи рекомендуют распространение сознания Кришны как высшую благотворительную деятельность.

Всепривлекательность и благотворность преданного служения подтверждает «Падма Пурана»: «Нужно понять, что человек, занятый преданным служением в полном сознании Кришны, оказывает самую большую услугу всему миру и приносит благо каждому. Он несет благо не только людям, но даже деревьям и животным, так как их тоже привлекает это движение» (НП, стр. 33-34).

Шрила Прабхупада развивает эту тему, описывая то, как Господь Чайтанья побудил всех животных в лесу Джхарикханда танцевать и петь Харе Кришна, одаривая их высшим блаженством.

Развитие возвышенных качеств

Преданный, утверждаясь в служении, развивает все качества святых. В подтверждение этого Шрила Рупа Госвами цитирует знаменитый стих из «Шримад-Бхагаватам»: йасйасти бхактир бхагавати акинчана... «...занимаясь преданным служением, человек, находящийся в сознании Кришны, может развить в себе все хорошие качества, присущие полубогам» (ШБ 5.18.12, см. НП, стр.34).

30

Многие полагают, что благоприятным является современное образование, и что оно наде- ляет человека хорошими качествами. Шрила Прабхупада разоблачает это неверное представ- ление: «Например, сознающий Кришну юноша, даже если по университетским стандартам он не имеет хорошего образования, способен немедленно отказаться от недозволенных сексуальных отношений, азартных игр, мяса и одурманивающих средств. Те же, кто не находится в сознании Кришны, несмотря на свое высшее образование, часто оказываются пьяницами, мясоедами, сексуальными маньяками и картежниками» (НП, стр. 34).

Многие также считают благоприятными занятия йогой. Шрила Прабхупада рассеивает и это ложное понимание: «Они могут заставить себя просидеть какое-то время в так назьшаемои медитации, но стоит им закончить свои иогические упражнения, как они снова начинают заниматься недозволенным сексом, азартными играми, есть мясо и делать множество других глупостей. Однако сознающий Кришну человек ... отказывается от всех этих глупостей и развивает в себе возвышенные качества» (НП, стр. 35).

Ни современное образование, ни йога не являются благоприятными во всех отношениях, так как они не соответствуют третьему критерию - сад-гуна, развитию качеств благочестия.

Высшее счастье

Существует три вида счастья: (1) счастье, приносимое чувственными наслаждениями, (2) счастье от достижения освобождения и осознания безличного Брахмана и (3) счастье преданного служения (НП, стр. 35).

Из этих трех видов счастье сознания Кришны - преданное служение - наивысшее, так как: (1) только оно является вечным и (2) оно включает в себя другие виды наслаждений и превосходит их.

Только счастье в преданном служении - вечное

Ни освобождение, ни мистическое совершенство, ни чувственное удовлетворение не могут принести вечного блаженства.

Освобождение

Шрила Прабхупада утверждает, что даже наслаждение, которое испытывает человек, достигнув уровня Брахмана, не вечно, подтверждая это примером с майявади, которые падают и снова начинают заниматься материальной деятельностью (см. НП, стр. 36).

Мистическое совершенство

Счастье обретения йогических совершенств также не вечно. Шрила Прабхупада показы- вает, что йога-сиддхи, по существу, мало, чем отличаются от достижений современной материальной науки, только обладают более тонкой природой, и, таким образом, удовольствие, которое они приносят, также материально и временно (см. НП, стр. 36-38).

Чувственное удовлетворение

Шрила Прабхупада говорит: «Те, кто ослеплен блеском современного материального прогресса, по недомыслию считают, что сознание Кришны предназначено только для людей недалеких. «Я забочусь о своем материальном благополучии и потому нахожусь в гораздо лучшем положении, чем они: у меня хорошая квартира,

Навигация:

Страница 17
Страница 16
-- Страница 15 --
Страница 14
Страница 13