Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 13 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 13

больше полагается на неизбежность исполнения предначертания, а не на могущество бхакти, а это покрывает его предание себя Кришне, препятствует ему.

Преданное служение подразумевает только девять видов деятельности: слушание, воспевание, памятование и т.д. Любая другая деятельность считается посторонней и может стать препятствием на пути к чистой преданности. Таким образом, чистые преданные все время должны быть бдительными и не позволять такой посторонней деятельности подавлять и оттеснять на задний план слушание, воспевание и т.д. «По сути дела, сознание Кришны может быть основано просто на слушании, повторении, памятовании и так далее... любая другая деятельность не благоприятствует сознанию Кришны. Помня об этом, нужно все время быть начеку и стараться избегать падений» (НП, стр. 23-24).

Ади - прочие устремления

Мы можем применить этот принцип к любым другим наклонностям, таким как отречение, йога и т.д. Человек может использовать эти методы, но они не должны перекрывать бхакти. Шрила Прабхупада заключает: «Различные формы так называемого отречения также неблагоприятны для преданного служения в сознании Кришны» (НП, стр. 24).

Вернемся к определению

Чистое преданное служение - это деятельность, направленная на удовлетворение Кришны, лишенная скрытых мотивов и не покрытая стремлением к философским поискам или материальной выгоде.

Определение уттама-бхакти (чистого преданного служения), которое дает Шрила Рупа Госвами, является совершенным. Каждое слово настолько точно, что невозможно спутать чистое преданное служение с чем-либо еще. Его определение не слишком узко и не слишком широко. Оно совершенным образом применимо для преданных всех уровней - и для тех, кто практикует преданное служение, и для тех, кто находится на высшей ступени.

Цитаты, подтверждающие это определение

Чтобы подтвердить свое определение чистого преданного служения Шрила Рупа Госвами цитирует стихи, начиная с известного стиха из «Парада Панчаратры», описывающего беспримесное бхакти; сарвопадхи-винирмуктам... Шрила Прабхупада заканчивает свое введение кратким объяснением этого стиха.

18 Пинда - это ритуал, выполняемый после смерти, во время которого сын предлагает прасадам

своему покойному отцу.

25

1

Глава 1

Отличительные черты чистого преданного служения

БРС 1.1.13-43

Эта глава начинается с утверждения Господа Капиладевы, что чистый бхакта Господа никогда не хочет ничего для себя, он не стремится даже к 5-ти видам освобождения. Говоря об отсутствии желаний у чистого преданного, эта цитата подтверждает определение Шрилы Рупы Госвами: чистое преданное служение свободно от любых желаний чувственных наслаждений и освобождения.

Шрила Прабхупада объясняет: «В этих словах КапилаДевы, приведенных в «Шримад- Бхагаватам», изложена точка зрения чистого преданного и дана основная характеристика преданного служения» (НП, стр. 27).

ШЕСТЬ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТ ЧИСТОГО ПРЕДАННОГО СЛУЖЕНИЯ

Шрила Рула Госвами описывает шесть признаков чистого преданного служения: (1) клешагхни - оно приводит к избавлению от материальных, страданий; (2) шубхада - практикуя его, человек обретает все благоприятное; (3) мокша-лагхутакрит - чистое преданное служение смеется даже над счастьем освобождения; (4) судурлабха - достигается очень редко; (5) сандрананда-вишешатма - само по себе приносит человеку трансцендентное блаженство19; (6) шри кришнакаршини - оно является единственным средством привлечь Кришну.

В «Нектаре Преданности» эти отличительные черты преданного служения представлены в ином порядке. Причина этого становится ясной при их описании.

Клешагхни - избавление от всех страданий

Под словом клеша понимают страдания и причины, их вызывающие.

Существуют три причины страданий: (1) папам - грех, (2) биджам — материальные желания, и (3) авидйа - невежество, коренная причина.

Шрила Рупа Госвами далее объясняет, что преданное служение - лучшее из средств избавления от страданий, так как это единственный способ противодействовать всем трем причинам.

Папам - греховные действия

Греховные действия (папам) влекут за собой два вида последствий: (1) прарабдха - проявленные и (2) апрарабдха - непроявленные. Шрила Прабхупада описывает это так: «... за одни наши греховные действия нас ожидают страдания в будущем, за другие же, уже созревшие, мы страдаем сейчас» (НП, стр. 28).

19 Сандра - сильно сконцентрированный и сгущенный вплоть до затвердевания; ананда- блаженство; вишешатма — особый, характерный; атма — характер, «я». Таким образом, сандрананда-вишешетма буквально означает: «Характерной особенностью (према-бхакти) является блаженство, сконцентрированное и сгущенное до затвердевания».

Невежество

Биджам Материальное желание

Папам Греховное действие

t

Страдание

26

Проявленные греховные реакции (прарабдха-папам)

На ранней стадии развития болезни, ее можно остановить, но если она стала хронической, то вылечить ее гораздо труднее. Подобно этому, труднее противодействовать уже проявленным реакциям на совершенные грехи. Однако, преданное служение может избавить даже от проявленных последствий грехов и от страданий, которые они приносят.

Девахути объясняет, что, практикуя преданное служение, даже люди, родившиеся в семьях собакоедов, становятся достойными проводить жертвоприношения. Культурный уровень тех, кто рожден в деградировавших семьях, не позволяет им совершать ведические жертвоприношения. Девахути указывает здесь, что греховные качества, приобретенные вследствие низкого рождения, может искоренить даже легкое соприкосновение с преданным служением. Рождение (плохое или хорошее) является осязаемым результатом действия закона кармы - проявленной реакцией {прарабдха-папам). Таким образом, это утверждение Девахути является свидетельством из шастр, подтверждающим, что преданное служение может противодействовать прарабдха-папам.

Папам греховное действие

Апрарабдха непроявленные реакции

Прарабдха проявленные реакции

Непроявленные греховные реакции (апрарабдха-папам)

Преданное служение, подобно сильному пламени, способно поглотить бесконечное количество непроявленных греховных реакций. Шрила Прабхупада говорит: «... преданное служение в сознании Кришны способно сжечь дотла все наши грехи, подобно пламени костра, которое может сжечь дотла любое количество топлива» (ЦП, стр. 29). Как непроявленные реакции вызывают страдания?

Уже упоминалось, что греховная деятельность вызывает два типа последствий

Навигация:

Страница 15
Страница 14
-- Страница 13 --
Страница 12
Страница 11