Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 14 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 14

или реакций: проявленные и непроявленные. Далее мы хотим пояснить это.

Папам Греховные действия

Апрарабдха (1) непроявленные реакции

Апрарабдха (2) непроявленные реакции

аре

Прарабдха непосредственные физические или душевные страдания

гфпс

Кумам

косвенные страдания, вызванные усилением греховных желаний

`БРС 1.1.21

27

Вследствие совершения греха к человеку приходят два вида непроявленных реакц Один вид приводит к непосредственным физическим или душевным страдани Последствия другого вида влекут за собой страдания косвенно, усиливая склонно человека грешить.

Например, если человек вступает в недозволенные половые отношения, он подвергае реакциям двух видов. Одни реакции приводят к непосредственным физическим i душевным страданиям, а другой вид последствий способствует этому, усиливая склонно человека к сексу. Таким образом, усиление сексуальных желаний побуждает его продолж недозволенные половые связи в будущем, запутывая в кармическом круговороте страдаш

С возрастанием греховных желаний, увеличивается и греховная деятельность. Ко усиливается греховная деятельность, возрастают греховные желания - это замкнутый к{ Чем больше человек пытается удовлетворять свои желания, тем сильнее они становятся.

Чтобы вырваться из этого круга привязанностей, нужно научиться обуздывать ci греховные желания, не поддаваясь порывам удовлетворять их. Если непроявленные реаю перестанут подкреплять их, они постепенно ослабнут и навсегда уйдут из сердца.

Эволюция непроявленных греховных реакций .t..

Как объясняется в «Падма Пуране» цикл непроявленных реакций на греховные дейст проходит через четыре стадии:

1. Апрарабдха (непроявленная стадия) - реакции совершенно не проявлены и не дг никакого ощутимого эффекта.

2. Кушам (склонность грешить) - на этой .стадии они переходят в психологичесв предрасположенность к совершению греха.

3. Биджам (греховное желание) - на этой стадии склонность к греху переходи конкретное желание совершить определенное греховное действие.

4. Прарабдха (стадия проявления) - греховное желание заставляет человека совершить г

~ 22

и страдать от сопутствующих ему реакции.

Следующая иллюстрация поможет прояснить тонкие различия между этими четыр] стадиями: допустим, в результате какого-то греховного действия человеку предназнач* стать вором и страдать от наказания. Однако, эти последствия не ощущаются сразу - < сохраняются до будущего рождения (эта стадия называется апрарабдха). В его следуют жизни последствия начинают проявляться в виде почти незаметной тяги к нечести поступкам и обману (кутам). Эта склонность постепенно усиливается и, в конце кош возникает вполне сформировавшееся желание украсть (биджам). В итоге это жела] побуждает человека совершить воровство, и страдать от приходящих вслед за э: действием реакций (эта стадия называется прарабдха).

Преданное служение уничтожает все четыре стадии последствий совершенных грехов! поступков в хронологическом порядке - сначала апрарабдха, затем кутам, потом биджш наконец, прарабдха (см. НП, стр.30).

Кришна объясняет этот принцип в «Бхагавад-гите» (7.28): йешам те анта-гатам папам, джант пунйа-карманам, те двандва-моха-нирмукта, бхаджанте мам дридха-вратах. Чтобы добиться существен! прогресса, человек должен действовать в сознании Кришны с твердой решимостью. Это трудно, так как заю непроявленных реакций человека постоянно пробуждает греховные желания, которые уводят его от бхактг Но, занимаясь благочестивой деятельностью (контролируя чувства), человек избегает греховных действий, таким образом, его склонность грешить не увеличивается. Это постепенно уменьшает запас его грехов, и человек получает возможность заниматься преданным служением, ни на что не отвлекаясь (дридха-врата). 22 В «Нектаре Преданности» (стр. 30) Шрила Прабхупада обозначает эти четыре стадии следующш образом: апрарабдха — «последствия, еще не принесшие плодов», кутам «почти готовые принести семя или плод», биджам - «почти созревшие» и прарабдха - «уже созревшие».

28

Папам

греховное действие t

Апрарабдха

непроявленные реакции т Кутам

общая склонность к греху Биожам

конкретное греховное желание 1

Прарабдха проявленная реакция Биджам - желание

Объяснив первую причину страданий {папам) во всех ее проявлениях, Шрила Рупа Госвами теперь описывает вторую - биджам, греховное желание.

Он цитирует «Шримад-Бхагаватам» 6.2.17, где Вишнудуты объясняют, что существует очень много способов нейтрализовать последствия греховных действий, но только преданное служение может с корнем вырвать само желание грешить, которое является причиной таких действий.

Шрила Прабхупада развивает эту тему, рассказывая об Аджамиле. Несмотря на то, что Аджамила неукоснительно выполнял свои обязанности брахмана, греховные желания все еще оставались в его сердце, и потому он не устоял перед соблазном и пал. Однако, позже простое преданное служение - повторение имени «Нараяна» - избавило его от всех страданий, хотя он и вел жизнь, полную греха (см. НП, стр. 31).

Ведические ритуалы, такие как благотворительность и совершение аскез, могут нейтрализовать последствия греховных действий, но они не затрагивают греховные желания. В связи с этим Шрила Прабхупада приводит две аналогии: (1) человек может излечиться от венерического заболевания, пройдя болезненный курс лечения, но так как в его сердце сохраняется сексуальное желание, он снова обрекает себя на страдания; (2) слон может тщательно вымыться в озере, но стоит ему вернуться на берег, как он тут же снова осьшает себя пылью (см. НП, стр. 32). Преданное служение может искоренить даже греховные желания и, таким образом, это наилучший способ освободиться от страданий. Авидйа - невежество

Изначальной причиной страданий является авидйа - незнание нашего истинного положения вечного слуги Кришны. Под влиянием невежества человек действует как наслаждающийся и страдает от следующих за этим реакций. Шрила Прабхупада говорит: «Пока человек не знает своего истинного «я», он обречен совершать неверные поступки, все глубже погрязая в материальной скверне» (НП, стр. 32).

Устранить

Навигация:

Страница 16
Страница 15
-- Страница 14 --
Страница 13
Страница 12