Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 12 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 12

предназначалась для этой цели, то ее нельзя назвать бхакти. С другой стороны, даже действие, которое не нравится Кришне, все-таки может быть чистым преданным служением, если оно совершается из любви. Лучшим примером этого является Мама Яшода, наказывающая Кришну. Таким образом, желание доставить удовольствие (анукулйена) играет важную роль при выполнении преданного служения.

Татастха-Лакшана - Второстепенные признаки

Двумя вторичными признаками чистого преданного служения являются следующие: (1) анйбхилашита-шунйам - оно свободно от скрытых корыстных мотивов и (2) гйана-кармадй анавритам - оно не покрыто философскими поисками и деятельностью ради ее плодов.

Шрила Прабхупада говорит: «Чистое преданное служение должно быть полностью свободно от желаний материальной выгоды или чувственного удовлетворения, так как эти желания взращиваются в процессе кармической деятельности и эмпирического философст- вования. Для того, чтобы сохранить чистоту деятельности в сознании Кришны, человек должен освободиться от всех материальных желаний и эмпирического философствования» (НП, стр. 19).

Вторичные признаки помогают отличить чистое преданное служение от обычного. Обычное преданное служение - это деятельность, направленная на удовлетворение Кришны. А чистое бхакти, кроме того, (1) свободно от скрытых корыстных мотивов и (2) не покрыто стремлением к философским поискам или деятельности ради ее плодов.

Анйабхилашита-шунйам - свободное от скрытых корыстных мотивов

Анйабхилашита-шунйам - свободное от скрытых корыстных мотивов

Анйа - других; абхилашита - скрытых желаний, «мотивов»; шунйам - лишенный.

Анйабхилашита-шунйам означает «лишенный других желаний». Шрила Прабхупада пишет: «Любое желание, кроме желания служить Господу, считается материальным» (НП, стр. 23).

Если кто-то говорит, что чистое преданное служение полностью лишено всех материальных желаний, то это может быть для многих недоступно. Поэтому Шрила Рупа Госвами преобразует слово анйабхилаша («материальное желание»), добавляя к нему суффикс «- та».

Абхилаша означает «желание». Суффикс -та соответствует суффиксу существительного - «-ость» . Таким образом, слово абхилашита можно перевести как «склонность желать». Между понятиями «желание» и «склонность желать» существуют различия. Первое может включать в себя также неизбежные желания, играющие важную роль в поддержании

Словарь найакоша определяет татастха-лакшанам как: йавал-лакшйакалам анавастха- йитве сати Над ейавартакам тат — то, что дополнительно характеризует объект (или личность) описывая его второстепенные качества.

23

материального существования, а последнее относится исключительно к желаниям чувственных наслаждений.

К неизбежным, жизненно важным желаниям относятся основные инстинкты самосохранения, такие, как стремление остаться в живых, потребность есть или опорожняться. Человек может иметь такие желания и, в то же время, продолжать совершать чистое преданное служение до тех пор, пока они не становятся основной побудительной силой в его жизни.

Например, допустим, преданный, направивший всю свою энергию на достижение прогресса в преданном служении, вдруг оказывается в ситуации, угрожающей его жизни. Он может воскликнуть: «Кришна, спаси меня!» Здесь нет желания удовлетворить Кришну. Это личное желание, суть которого - самосохранение. Но это неотъемлемая составляющая нашего существования, поэтому такие неизбежные желания не выводят человека за пределы сферы чистого преданного служения.

Подведем итог: даже, если у преданного есть посторонние желания, необходимо, чтобы побудительные мотивы его деятельности оставались абсолютно чистыми. Человек должен желать только одного - доставить удовольствие Господу и так выполнять чистое преданное служение.

Гйана-кармадй-анавритам - не покрытое гйаной и кармой

Мы уже говорили о двух второстепенных признаках (татастха-лакшана) чистого преданного служения: (1) анйабхилашита-шунйам - оно свободно от скрытых корыстных мотивов, и (2) гйана-кармадй анавритам - оно не покрыто стремлением к философским поискам или деятельности ради ее плодов. Эти второстепенные признаки дополняют главные отличительные черты и, таким образом, помогают отличить чистое преданное служение от обычного.

Гйана - философские поиски

Здесь не имеется в виду, что необходимо полностью исключить все философские размышления. Однако, если увлечение человека философией выходит на первый план, мешая его сосредоточенности на истинной бхакти, то оно заслоняет собой его преданность и лишает качеств, необходимых для выполнения чистого преданного служения.17

«Таким образом, философские рассуждения должны, в конце концов, приводить к Кришне, к осознанию того, что Кришна есть все сущее, причина всех причин, и потому нужно предаться Ему. Если философствование приводит к этой высшей цели, его можно считать благоприятным для сознания Кришны, но если в результате философских рассуждений человек приходит к выводам философии пустоты или имперсонализма, то все эти рассуждения не имеют отношения к бхакти». (НП, стр. 23)

Карма - привязанность к выполнению религиозных ритуалов

Мы можем выполнять обычную общественную и религиозную деятельность, но это не должно оттеснять на задний план нашу непосредственную практику бхакти. Если эти действия отвлекают внимание человека от практики бхакти-йоги, например, от слушания и воспевания, то они покрывают его преданность и делают его неспособным совершать чистое преданное служение. «Многих людей очень привлекают ритуалы, описанные в Ведах. Однако, если человек просто привязан к ритуалам, не понимая при этом Кришны, его деятельность неблагоприятна для сознания Кришны» (НП, стр. 23).

17 Гйана - (философские измышления), обычно этот термин относится к развитию имперсонального знания, а не к знанию, направленному на достижение Кришны.

24

В качестве примера выполнения обрядов, которое не заслоняет собой преданное служение, можно привести простое соблюдение принятых в обществе обычаев. Так, Господь Чайтанья предлагал пинду своему умершему отцу. 8

Примером деятельности, которая может покрыть преданное служение, является астрология. Хотя астрология иногда бывает полезна в каких-то делах, часто случается, что преданный постепенно все

Навигация:

Страница 14
Страница 13
-- Страница 12 --
Страница 11
Страница 10