Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 11 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 11

включают в себя все существующее. Иными словами: «Кришна» означает все и включает в Себя все» (НП, стр. 22).

И все же, очевидно, будет преувеличением сказать, что чистое преданное служение может быть направлено на все, что угодно. Поэтому Шрила Прабхупада объясняет: «Однако обычно слово «Кришна» относится только к Самому Кришне и Его личным экспансиям... Итак, Кришна включает в Себя все эти экспансии, а также Своих чистых преданных» (НП, стр. 22). Двумя абзацами ниже Шрила Прабхупада добавляет атрибуты Кришны и Его трансцендентную обитель к истинным объектам чистой любовной привязанности преданного.

Вывод таков: Кришна - единственный объект чистой преданности. В результате такой однонаправленной любви, человек любит все, что непосредственно связано с Кришной.

Такой подход не слишком всеохватывающий и не слишком узкий.

Анушиланам - преданное служение является активной деятельностью

Чистая преданность предполагает совершение активного любовного служения Кришне. «Слово, которое в этой связи употребляет Шрила Рупа Госвами - анушшана, - означает «практика, основанная на следовании по стопам предыдущих учителей (ачарйев)». «Практика» подразумевает деятельность. Одно сознание без деятельности не поможет нам» (НП, стр.20).

Анушш Преданное 1 анам служение

Правритти Позитивное ` 1 Нивритти Негативное 1

тело ум слова тело ум слова

Шрила Прабхупада объясняет, что есть два аспекта анушиланам: (1) правритти - выполнение деятельности, благоприятной для сознания Кришны, и (2) нивритти - избегать действий, неблагоприятных для сознания Кришны. Существуют три способа осуществления правритти и нивритти: с помощью тела, ума и слов (см. НП, стр. 20).

Кришна-ану-шиланам

Осуществление преданного служения возможно лишь по милости Кришны и Его преданных. Шиланам не может быть связана с Кришной, минуя ученическую преемственность (гуру-папампара). Таким образом, приставка ану- («то, что следует») соединяет слово шиланам со словом Кришна.

21

Те, кто следуют за Кришной, представляют собой гуру-парампару. Мы выполняем преданное служение, повинуясь указаниям духовного учителя, принадлежащего к цепи ученической преемственности (гуру-парампаре), которая, в конечном итоге, следует , указаниям Шри Кришны. Только таким образом наша деятельность может быть связана с ? трансцендентными желаниями Кришны.

Шрила Прабхупада объясняет: «Тело также можно использовать в разных видах служения, но вся эта деятельность должна быть связана с Кришной. Эта связь возникает, когда мы принимаем истинного духовного учителя, являющегося непосредственным ] представителем Кришны в цепи ученической преемственности». (НП, стр.20-21) j

Посвящение, полученное от духовного учителя, придает чистоту и бескорыстие нашему служению. Без этого мы не можем быть связанными с Кришной и достоверно узнать, что ; именно необходимо делать для удовлетворения Господа.

Деятельность в преданном служении находится под контролем внутренней энергии

Так как вся деятельность в преданном служении направлена на удовлетворение Кришны,

она непосредственно относится к Его внутренней духовной энергии. «Любая деятельность,

совершаемая в преданном служении, то есть в сознании Кришны, находится под

непосредственным контролем духовной энергии»

(НП, стр. 21).

И сила, и вдохновение исполнять преданное служение исходят от Самого Кришны. Они

берут начало в духовной энергии Кришны, нисходят по цепи ученической преемственности

и вкладываются в наши сердца духовным учителем. Следуя за истинным гуру, мы соединяем

свои энергию и деятельность с внутренней энергией Кришны. И таким образом они

одухотворяются.

Шрила Прабхупада подводит итог: «Иначе говоря, энергия - это разновидность силы, и,

по милости истинного духовного учителя и Кришны, эта сила может быть одухотворена»

(НП, стр.21).

Анукулйена - с желанием порадовать

До сих пор Шрила Рула Госвами определял преданное служение как деятельность для удовлетворения Кришны (кришна-ану-шиланам). Иногда, однако, случается так, что Кришне доставляет удовольствие деятельность тех, кто враждебно относится к Нему. Например, демоны порой радуют Кришну, предоставляя Ему возможность сражаться и защитить Своих преданных. Таким образом, они совершают деятельность, которая удовлетворяет Кришну. И все-таки, будет нелепо думать, что демоны занимаются преданным служением.15 Поэтому Шрила Рула Госвами использует в своем определении прилагательное анукулйена (благожелательно).

Суть в том, что деятельность, которая доставляет удовольствие Кришне лишь случайно, не относится к чистому преданному служению. Она должна совершаться с намерением удовлетворить Кришну, иначе это не будет бхакти.

С точки зрения грамматики, слово анукулйена является прилагательным, употребленном в инструментальном падеже, то есть, оно неразрывно связано с существительным, к которому относится. Этим подчеркивается, что какую-либо деятельность можно отнести к преданному служению только в случае, когда она совершается в благожелательном, невраждебном настроении по отношению к Кришне.

Чтобы пояснить это, Джива Госвами приводит аналогию с воином и его оружием. Он говорит, что когда царь зовет стражу, ожидается, что караульные появятся, одетые должным

ь Шрила Прабхупада отмечает, что «великие демоны Равана, Камса и Хираньякашипу всегда думали о Кришне, но думали как о своем враге. Такой образ мышления нельзя считать бхакти, сознанием Кришны» (НП, стр. 22).

22 i

образом, и вооруженные. Подобным же образом, кришна-ану-шиланам должно сопровождаться анукулйеной, благожелательным отношением. Эти два элемента определения бхакти неразрывно связаны, как царя, куда бы они ни шел, всегда сопровождает его свита.

В «Нектаре Преданности», однако, Шрила Прабхупада использует аналогию с воином и его оружием совсем в другом ракурсе. Он упоминает об этом в контексте пояснения слова кришна, говоря, что атрибуты, связанные с Кришной, также могут быть объектом чистого преданного служения.

Итак, подведем итог: преданное служение должно приносить наслаждение Кришне, и оно должно совершаться с желанием порадовать Кришну. Если какая-либо деятельность доставила Кришне удовольствие, но не

Навигация:

Страница 13
Страница 12
-- Страница 11 --
Страница 10
Страница 9