нирджана- бхаджана - поклонение исключительно ради собственного блага; каништха-адхикара- только первая ступень в преданном служения; эи - это; джагат-ванчана - обманывая весь мир; бада бада - очень большой; намаджада - знаменитый; ваишнава-саджджайа в одеждах преданного; пЗдрй - христианский миссионер; сахеб - господин; аси - приходит; миле - присоединившись; саба - все; тайа - к нему; пучхила - спрашивают; Шри кршна- лила - об играх Кришны; врндавана-маджха - во Вриндаване; на- не; бху-джхала - дает понять; rape-ему; таттва- истину; ваишнава- самаджа - общество вайшнавов; каништха-адхикари - неофиты; саба - все; шастра - писания; нахи бхуджхе - не понимают; нирджане бхаджане - поклоняясь в уединенном месте; Шудху - только; рути-чана - лепешки и чечевичную похлебку; кхундже - ищут.
ПЕРЕВОД
Истинные преданные Господа не занимаются так называемым поклонением Господу в уединении. Они всегда поглощены активной деятельностью в движении санкиртаны Господа Чайтаньи Махапрабху, Лишь неофиты, или материалистичные преданные (каништхи), обманывают окружающих, выдавая себя за возвышенных преданных Господа.
Неофиты, занятые уединенным поклонением, любят называть себя знаменитыми преданными Господа и украшать себя соответствующими знаками и символами. Но что они делают, когда во Вриндаван, на землю Господа Кришны, приезжает христианский миссионер и начинает задавать им каверзные вопросы о вечных играх Господа Кришны? Так называемые вайшнавы из Вриндавана даже не в состоянии объяснить иностранному миссионеру истинную природу Господа Кришны и Его деяний.
Происходит это потому, что неофиты сами не понимают сути священных писаний. Под видом возвышенного поклонения Господу в уединении они только и делают, что просят милостыню ради обеда из лепешек и чечевичной похлебки.
КОММЕНТАРИЙ
Мадхьяма-адхикари, или преданные -проповедники, про-ливают свою милость на непреданных, пробуждая дремлющую в их сердцах любовь к Богу. Они не беспокоятся о личных удобствах. Их единственная цель - удовлетворить Господа. Мадхьяма-адхикари не стремятся к славе, материальному богатству и чувственным наслаждениям. Они странствуют по миру, чтобы дать каждому истинное знание - знание о Кришне и Его играх. Таково их трансцендентное величие и милосердие.
Так называемые возвышенные преданные, живущие в святом месте и выдающие себя за великих аскетов, просто сидят, мо-
лятся и просят подаяние. Когда же им предоставляется возможность проповедовать, они пренебрегают ею. Эти, с позволения сказать, преданные не прерывают свою показную медитацию, даже когда у них на глазах всякие проходимцы вводят в заблуждение неискушенную публику. Подобно глазкам на павлиньих перьях, глаза таких «святых» ничего не видят, хотя сами они и утверждают обратное. Если же они действительно всевидящие, то почему они не хотят раскрыть глаза окружающим? Вместо этого мнимые преданные бродят повсюду в поисках куска хлеба и места для сна, в то время как множество людей страдает от материальной иллюзии.
Индия, культура которой считается самой древней в мире, - это родина религии. Ведические писания, написанные пять тысяч лет назад, представляют собой древнейшие священные писания на свете. Они существовали еще задолго до того, как были записаны, и прежде передавались изустно от духовного учителя к ученику. В ведических писаниях есть ответы на все вопросы, которыми задается человечество. Но при этом многие индийцы поддаются уговорам принять другую религию. Это происходит из-за того, что приверженцы Вед прилагают недостаточно усилий для проповеди. И в первую очередь, это относится к вайшнавам, которые знают, кто такой Кришна и что такое преданное служение. Ответственность за спасение людей лежит на мадхьяма-адхикари. И проповедническую деятельность этих вайшнавов нельзя назвать материальной, ибо она представляет собой плод их чистой преданности.
Служение Кришне - это не что-то надуманное или во-ображаемое. Конечно, мы можем представить себе, что находимся во Вриндаване и служим Кришне, однако Кришна хочет от нас осязаемого служения. Когда Кришна лично присутствовал во Вриндаване, преданные стремились выполнить любое Его желание. Аналогичным образом, Кришна присутствует сейчас в образе Своего святого имени. И Он хочет, чтобы Его святое имя услышали все падшие души. Спасать падшие души, вовлекая их в преданное служение в чистом сознании Кришны, - это самое чистое проявление любви к Господу. Даже если мы еще не развили в себе спонтанную любовную привязанность к Кришне, наше активное участие в проповеди поможет нам очиститься.
Судить о человеке нужно не по словам, а по его делам. И лучшая проверка для вайшнава - это то, как он выполняет преданное служение, невзирая на материальные обстоятельства. Чайтанья Махапрабху говорил: йеи бхадже сеи кршна `бхакта хина чхар, - «Тот, кто поклоняется Кришне, является Его истинным, возвышенным преданным. Остальные же подобны рисовой шелухе, годной только в отбросы».
Текст 21
гурудева балечхила каништха э-саба
этадине бхуджхилама танра вани-раба
`шастрайуктйе сунипуна дрдха шраддха йа`ра
уттама-адхикарй сеи тарайа самсара"
патитапавана тини джагатете кхйати
э`патите уддхараха табе та` сукхйати
каликалера джйва саба патита адхама
декхийао нахидекхе иха ки ракама
гурудева - духовный учитель, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур; балечхила-сказал; каништха- неофиты; э-саба- все они; этадине- по прошествии многих дней; бхуджхилама- понял; танра-его; вани-раба - послание; шастра-йуктйе - заповедей священных писаний; сунипуна - знаток; дрдха - непоколебимая; шраддха - вера; йара-кто; уттама-адхикари- преданный высшего уровня; сеи- тот; тарайа - спасает; самсара - материальный мир; патита-павана - спаситель падших; тини - он; джагатете - во вселенной; кхйати - известен; эи -