Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 15 ------

Джаяпатака Свами - Вайшнава ке_ - Страница 15

контроль своего «я». Только тогда мы будем в безопасности. В девятом тексте десятой главы «Бхагавад-гиты» Кришна говорит: мач-читта мад-гата-прана бодхайантах параспарам катхайанташ ча мам нитйам тушйанти чараманти ча «Мысли Моих чистых преданных сосредоточены на Мне, их жизнь всецело посвящена служению Мне, и они испытывают большое удовлетворение и блаженство, просвещая друг друга и беседуя обо Мне». (Б.Г. 10.9) В своем комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада объясняет:

«Чистые преданные, чьи признаки описываются здесь, полностью посвящают себя трансцендентному любовному служению Господу. Их ум никогда не отвлекается от лотосных стоп Кришны, и они черпают величайшее наслаждение, беседуя о Нем с другими преданными.

В начале им приносит огромнейшее удовольствие само служение, а на более зрелом уровне они действительно испытывают любовь к Богу и могут наслаждаться высшим совершенством, которое Господь проявляет в своей обители».

Ум чистого преданного ни на миг не отвлекается от лотосоподобных стоп Кришны. Как ум человека, достигшего спонтанной привязанности к Господу, естественно влечет к Кришне, так неодухотворенный ум спонтанно влечет к майе. Поэтому мы должны, используя разум, вновь и вновь возвращать ум на стезю преданного служения, и постепенно, когда грязь, покрывающая наше сознание, уйдёт, мы ощутим сладость взаимоотношений с Кришной. Тогда Господь станет единственным объектом нашего сосредоточения. Преданное служение начинается с одухотворения сознания. брахма-бхутах прасаннатма на шочати на канкшати самах сарвешу бхутешу мад-бхактим лабхате парам «Тот, кто поднимается на этот уровень, сразу же постигает Верховного Брахмана, и его сердце переполняется невыразимой радостью. Он никогда не скорбит, не желает владеть чем-либо и равно относится ко всем живым существам. Такой человек обретает сокровище чистого преданного служения Мне». (Б.Г. 18.54) Но, даже достигнув этой ступени, мы не должны терять контроль над своим умом, следя за тем, чтобы его не унес бурлящий поток материальных желаний. Стремление выделиться и занять какое-то положение, зависть к другим преданным и жажда поклонения очень опасны. Из-за них между нами и вайшнавами возникает отчужденность.

Нам начинает казаться, что преданные наши враги, и с течением времени мы начинаем избегать общения с ними.

Чистый преданный понимает вечную связь всего сущего с Кришной, и видит всех Его неотъемлемыми частичками. Вайшнав промежуточного уровня благосклонен к невинным и щедро делится с ними милостью Кришны. Он знает, что все преданные - его друзья, а Кришна - вечный Господин. Но как только человек теряет контроль над своим умом, он утрачивает это видение и начинает обижаться на преданных.

Именно поэтому так важно овладеть искусством контроля и тренировки ума. Когда мы видим, что ум начинает отвлекаться, мы должны остановить его. Нужно сказать: «Куда это ты собрался, глупый ум?

А ну-ка вернись! Что ты еще задумал?» Но не очень громко, чтобы окружающие не спрашивали друг у друга: «Почему этот человек разговаривает сам собой? Он что, сумашедший?» Весь опыт многих жизней, как в компьютере, хранится в запасниках нашего ума. Зная об этом, нужно анализировать свои мысли и следить за тем, чтобы ум не сходил с верного пути. «О чем ты думаешь? Разве не знаешь, что такие мысли станут причиной многих беспокойств?» В четвертом стихе своей книги «Манах Шикша» («Молитвы уму») Рагхунатха дас Госвами советует уму остерегаться следующего: асат-врата-вешйа вишриджа матисарвасахарани катха мукитвйагхрйа на шрину кила сарватмагилани апи тйактва лакшмипати-ратимито гйоманайаним браджерадхакришнау сваратиманидау твам бхаджам манах «Пустые разговоры и мирские слухи подобны проституткам. Они могут похитить самое дорогое, что есть у преданного - его влечение к слушанию о Кришне и желание прославлять Его. Эти блудницы праздных разговоров и сплетен увлекают за собой ум преданного, уводя его с пути чистого преданного служения.

Желание освобождения опасно, как лесная тигрица. Овладев умом, оно способно поглотить служение даже совершенного преданного. Следует любой ценой избегать этих опасностей, подстерегающих нас на пути к бхакти. Чистый преданный не хочет даже слышать об освобождении. Речи, прославляющие величие Господа Нараяны, супруга богини процветания, также не находят отклика в его сердце, ибо он знает, что влечение к Лакшми - Нараяне приведет лишь на Вайкунтху, закрыв доступ во Враджабхуми (Голоку Вриндавану). Единственный объект любви и привязанности жителей Вриндавана - это Шри Шри Радха Кришна, а поклонение Им - их величайшее сокровище. Поэтому, дорогой ум, непрерывно поклоняйся Шри Шри Радха - Кришне".

Великие ачарьи умоляют ум принять приоритет духовной жизни.

Ум, не обученный думать о Кришне, будет всегда возвращаться к размышлениям о материальном. Поэтому преданные учат ум слушать звуки святого имени. Бхактивинода Тхакур молит Господа Кришну помочь ему очистить ум: гопинатх, хара дже менечхи ами анека джатана, хоило бипхала, экхано бхараса туми гопинатх, хридойе босийа мора манаке шамийа, лахо ниджа пане, гхучибе випада гхора гопинатх, анатха декхийа море туми хришикеша, хришика дамийа, таро ахе самсрити-гхоре «О Гопинатха, о каком успехе может идти речь, когда мой ум, находящийся во власти всемогущих чувств, не в силах отказаться от привязанностей к материальному?

О Гопинатха, подчинив мой ум и войдя в моё сердце, приюти меня у Своих лотосных стоп - тогда только исчезнут все кошмары этого мира.

О Гопинатха, Ты - Хришикеша, Повелитель чувств. Видя, как я беспомощен, подчини

Навигация:

Страница 17
Страница 16
-- Страница 15 --
Страница 14
Страница 13