Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 14 ------

Джаяпатака Свами - Вайшнава ке_ - Страница 14

себя и других, и это становится непреодолимым препятствием на пути его служения. С какой-то стороны бхакти - легкая система йоги, для выполнения которой не требуется каких-то особых физических или умственных данных. Зато нужна искренность, целеустремленность и отсутствие ложной гордости, чего у большинства людей нет. Великие аскеты и ученые считают предание Кришне слишком большой аскезой для себя. Они чрезмерно привязаны к своим достижениям и положению и потому предпочитают гордо держаться в стороне от других.

В движении санкиртаны человек может скинуть с себя бремя ложной гордости. Поэтому не надо уходить из него. Совместное прославление Господа не оставляет и следа от анартх ума. Они уходят по мере совершенствования человека, что сыграть просто невозможно, поскольку эти изменения происходят в сердце.

Нитья сиддха кришна према садхья кабху найа, шраванади шуддха- читте карайе удайа. В «Чайтанья-чаритамрите» сказано, что чистая любовь к Богу не привносится извне, она находится в сердце человека и лишь проявляется, когда оно очищается. Как же очистить сердце? С помощью шраванади - прославления имени, величия и деяний Кришны и слушания о них. Небо иногда затянуто тучами, но с появлением лучей солнца облака расходятся. Так же и грязь, покрывающая наше сердце, уходит, когда в нем пробуждается дремлющая до того чистая любовь к Богу. Поэтому нельзя сказать, что мы обращаем кого-либо в сознание Кришны. Это просто вопрос очищения сознания.

В «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что божественное сознание души покрывает невежество. Иллюстрируя Свое высказывание, Он приводит в пример зародыш, находящийся во чреве матери, огонь, окутанный дымом, и запыленное зеркало. Сознание животных, пребывающих в полном неведении, Он сравнивает с зародышем, покрытым чревом матери; сознание тех, кто находится в страсти - с огнем, скрытым клубами дыма; а сознание тех, чье неведение незначительно, - с запыленным зеркалом, очистив которое, можно будет увидеть ясное отражение предметов.

Следовательно, каждый уже является участником этого движения, надо просто очистить свой ум от материальной скверны и заблуждений. И когда это произойдет, мы поймем, что Кришна - наш вечный Господин и последнее пристанище.

Стих 8

томар пратиштха,

- «шукарер виштха»,

тар-саха сама кабху на манава матсарата-ваше,

туми джада-расе,

маджечхо чхадийа кертана-сауштава

Мой дорогой ум, твоё дешевое желание обрести признание в глазах людей бесполезно, как испражнения свиньи. Ты очень гордишься, считая себя вайшнавом, но ведешь себя хуже простого обывателя. Переполненный завистью к истинным вайшнавам, ты пытаешься выдавить каплю счастья, в тайне от всех удовлетворяя свои материальные чувства. О жалкий лицемер, чем же ты так гордишься, оставив это исполненное вечной сладости движение санкиртаны?

Комментарий

Завистливый ум бежит от общения с вайшнавами и пытается убедить нас в том, что другие преданные получают больше признания и благ, хотя не заслуживают этого. Яд зависти, проникший в ум, заставляет нас искать недостатки в других, а самое обычное желание наслаждаться он прячет за маской преданности духовному учителю. Ум приводит вполне логичные доводы, убеждая нас в том, что духовной практикой надо заниматься в одиночестве. И нам начинает казаться: «То не так, это не эдак», но такое умонастроение влечёт за собой лишь оскорбления, которые с течением времени окутают чистое преданное служение густым туманом невежества. абхисандхайа йо химсам дамбхам матсарйам эва ва самрамбхи бхинна-дриг бхавам майи курйат са тамасах «Преданное служение того, кто завистлив, горд, агрессивен, зол и проявляет задатки индивидуалиста, называют преданным служением в гуне невежества». (Ш.Б.3.29.8.) Отчитывая свой ум, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура говорит: «Глупый ум, почему ты блуждаешь? Ты так стремишься к признанию в этом мире, но какой от него прок, ведь оно так временно? Все это просто свиные испражнения».

Я вспоминаю, как однажды в Маяпуре я отправился в Христианскую миссию. Один из братьев стал показывать ферму и повел меня в свинарник, где разводили породистых поросят для кухни епископа.

Он торжественно объявил свинью самым чистым животным, даже долее благородным, чем коровы. Я возразил: «Как ты можешь так говорить?

Ведь свиньи едят испражнения!» «Зато посмотри на их загоны, - сказал он, - они идеально чистые. В отличие от других животных, свиньи выходят испражняться наружу, что говорит об их чистоплотности». Но это он так думал. Нам же доподлинно известно, насколько грязны эти животные, питающиеся нечистотами, и как отвратительны их экскременты. Именно поэтому Шрила Бхактисиддханта сравнивает с ними желания материальной славы. Когда ум жадно стремится к чувству собственной значимости, его уносят волны иллюзии. Видя, что даже те, кто отреклись от мира, попадают под чары майи, мы должны быть особо осмотрительными на пути самоосознания. йаих сва-дехах смрито `натма мартйо вит-крими-бхасмават та энам атмасат критва шлагхйанти хй асаттамах «Иногда санньяси, прежде считавшие, что удел бренного тела - стать пищей для червей, испражнениями или пеплом, вновь начинают придавать телу большое значение и прославлять его, выдавая за истинное «Я». Таких «отрешенных проповедников» следует считать величайшими негодяями». (Ш.Б. 7.15.37.)

В «Бхагавад-гите» сказано, что ум нужно обучать, пользуясь способностями человеческого разума. Дай уму свободу, и его потом будет трудно поймать. Контроль ума состоит в использовании его функций в преданном служении. Куда бы ни убегал ум, неустойчивый и изменчивый по природе, его необходимо возвращать под

Навигация:

Страница 16
Страница 15
-- Страница 14 --
Страница 13
Страница 12