Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 19 ------

Лекции (Девамрита Свами) - Страница 19

следует хвастовство: «Настоящая наука не допустит ничего подобного. Она беспристрастна и свободна от предвзятости и субъективизма». Таков типичный подход классической науки к духовному опыту и знанию.

Вся беда в том, что светила науки, малограмотные в вопросах сознания, стремятся обезличить мир. Более того, они горды современной материалистической методологией, хотя в действительности лишены знания о самой среде, благодаря которой человек обретает знание. Но не заключается ли правда в том, что если вы не понимаете того, чем обязаны своим осознанием этого мира, то вы, в сущности, не понимаете весь окружающий вас мир.

Практикующие сознание Кришны не убегают от этой дилеммы. Мы решаем её ежедневно в нашей лаборатории трансформации личности. На следующей встрече мы обсудим скрытые метафизические принципы, положенные в основу современной системы научного знания. Я познакомлю вас с чудовищами, скрытыми на дне пруда. Это разновидности «веры» материалистов, такие как монизм и редукционизм.

Монизм: Вселенная образована единственной субстанцией – материей, безупречной и простой.

Редукционизм: на самом элементарном уровне эта единственная субстанция состоит лишь из частиц материи.

Материалисты также говорят, что космос — это система физических объектов, которые взаимодействуют между собой по строгим законам физической механики. Любые иные — не физические — факторы влияния абсолютно исключены.

Вот еще одна точка зрения: Физика доказала, что всё сущее есть продукт материи. Не было и не будет ничего помимо неё. Функционирование нашего сознания — результат исключительно физических процессов. Когда-нибудь мы докажем и это.

Зарытые под фундамент современной науки, эти квази-религиозные принципы почти никогда не эксгумируются и не бьют в нос широкой публике своим «ароматом». При всём при том мы так быстры на критику спиритуалистов: «Ваша убеждённость воистину забавна. Вы базируетесь лишь на предположениях, да недоказуемых догматах». Но разве в современной науке дела обстоят иначе?

НЕМНОГО СКРОМНОСТИ, ГОСПОДА

Добропорядочный исследователь, по крайней мере, попробует сравнить две метафизические системы — древнюю и современную. Не согласитесь ли вы с тем, что попытка древних разобраться с природой сознания, по меньшей мере, честнее, чем полное игнорирование этой темы современной наукой? Рассказчикам Бхагавад-гиты и Шримад-Бхагаватам знакомы различные уровни сознания, которые они открыто обсуждают. А потому нам следует воздать хвалу сознающим Кришну людям и седой старины, и наших дней, уже за одно то, что они замахнулись на величайшую тайну бытия — сознание живого существа.

В противном случае не остаётся ничего иного, как припасть к стопам таких людей, как Нобелевский лауреат Фрэнсис Крик, первооткрыватель структуры ДНК. Незадолго до кончины он обратил свои взоры к проблеме сознания, оценив состояние науки в этой сфере как неизведанную пустыню. Однако свою работу он предварил априорным заявлением: «Не имею и тени сомнения, что сознание есть ни что иное, как производное головного мозга».

Не сбрасывайте со счетов, речь идёт о самом Фрэнсисе Крике, а потому его слова стали почти сакральными. Но как на счет, скажем Гауранги Даса? Представим, что этот ведущий вайшнав и учитель в Мумбае публично заявляет: «Сознание есть энергия души. В этом нет никаких сомнений». Большинство его однокашников и профессоров из института только посетуют в ответ: «Бедный юноша. Он был одним из нас и в будущем мог стать известным учёным, но, на свою беду, поддался ненаучным субъективным сентиментам».

Но в чём объективность? Фрэнсис Крик предложил свою религию и стал объектом поклонения. Если же мы сошлёмся на слова Кришны в Бхагавад-гите, что сознание есть свойство души и не подвержено уничтожению, тут же услышим в ответ: «О, избавьте нас от примитивного индийского фольклора!»

С сожалением приходится признать, что подобная заносчивость порождена научно-техническим прогрессом. Жадно гонясь за техническими достижениями, мы позабыли, что древние знания Индии могут помочь нам пролить свет на величайшую тайну человеческого существования. Ещё раз повторяю, мы не призываем отказаться от науки и техники, мы только говорим, что современная научная методология нуждается в помощи других методик исследования, основанных на ином мировоззрении.

Практикующие сознание Кришны изучают литературу об индивидуальном совершенствовании и применяют её принципы в своей повседневной жизни, наблюдая за тем, какие изменения происходят с их сознанием благодаря этому процессу. Мы также постоянно сравниваем, как перемены, происходящие в нас, соотносятся с классическими древними описаниями.

На чём отражается то или иное состояние сознания? В Бхагавад-гите (7:25) Господь Кришна решительно заявляет: «Если Я не одобрю твое поведение, ты не сможешь увидеть Меня. Я не являюсь перед каждым. Ты не можешь обезличить Меня или уничтожить Меня. Если твое внутреннее субъективное состояние не соотносится с Моими требованиями, Я не позволю тебе наблюдать Меня. У Меня есть завеса майи (иллюзии), которая ослепляет тебя».

КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ К СВОБОДЕ

Этим вечером мне хотелось бы призвать вас со всей серьёзностью отнестись к древней системе научного духовного поиска под названием бхакти-йога. Практикующие сознание Кришны день за днём ищут ответа на сокровенные вопросы и проливают свет на темнейшие области знания. Такой духовный анализ сочетается с воспеванием мантры «Харе Кришна». «Что такое совершенное знание? В чём секрет бытия? Как понять себя самого?» Вот темы, над которыми мы размышляем. Мы увлечённо

Навигация:

Страница 21
Страница 20
-- Страница 19 --
Страница 18
Страница 17