Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 18 ------

Лекции (Девамрита Свами) - Страница 18

играет решающую роль в предмете его изучения.

Вы можете уступить: «Ну ладно, допустим, вы правы; духовный мир, душа, Сверхдуша и т.п. действительно существуют. Но многие ли из нас могут получить доступ к этой реальности? Должны ли мы положить несколько лет на занятия духовной йогой?» Но сознание Кришны, бхакти-йога, настоятельно требует подготовки. Тому, кто намерен постигать духовную реальность, необходимо полностью пересмотреть привычный мыслительный процесс.

Древние тексты гласят: тому, кто хочет постичь Брахман, высшую духовную реальность, нужно стать брахманом. Но что значит быть брахманом? Это определяется происхождением? — Ни в коем случае! Нигде в Бхагавад-гите Кришна не говорит, что человек именуется брахманом по рождению. Необходимы соответствующие качества. Предположим, я заявляю: «Мой отец – профессор вашего института, а значит, вы должны быть уверены в моей квалификации. Считайте меня таким же сведущим, как и мой отец». Но кто сказал, что автоматически, по праву родства, сын получает знания о предмете исследований отца? Бхагавад-гита говорит о гунах и карме: о человеке судят по его качествам и поступкам. Вот здесь-то и выясняется, кто брахман, а кто нет.

Чтобы постичь духовную реальность, нужно жить духовной жизнью. Лишь в этом случае можно продуктивно участвовать в научных дискуссиях по проблеме сознания. Но пока вы томитесь в путах материалистических парадигм, ваш удел — только крохотный кусочек реальности. Материалисту проще всего увязнуть в материи, поскольку его ограниченное видение направлено исключительно на материальные объекты. Когда же вы очистите сознание и сбросите оковы материи, духовная реальность предстанет перед вами во всей своей красе. Кришна разъясняет, с чего следует начинать путь духовного восхождения: отбросьте привязанность к материальному, воспользуйтесь методами духовного очищения, и ваша духовная прозорливость начнёт возрастать.

ИНДИЯ И АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА

Вы можете удивиться, какое отношение к науке имеет сознание Кришны, бхакти-йога, древняя мудрость Индии? Принято считать, что сфера религии — это жизненные приоритеты и конечная цель жизни человека, тогда как предназначение науки — добывание истинного знания о реальности. Но эта установка, предполагающая «распределение обязанностей», содержит в себе внутреннее противоречие, поскольку принимаемое вами за истину определяется системой ценностей человека. Если вы не видите дальше материи, иных ценностей, кроме материальных, для вас просто не существует. Если же ваше видение реальности предполагает наличие духа в сочетании с материей (где сознание выступает в качестве индикатора присутствия духовной энергии), ваши цели и приоритеты становятся духовными.

Какой путь Индия избирает сегодня? Я вижу, что многие студенты университета стараются сохранить религиозные традиции предков, но при этом их разум заполнен материалистическими представлениями. Многие из вас уже ощутили, сколь губительно это противоречие для вашего внутреннего мира. Шаг за шагом грубо физическое видение бытия девальвирует традиционные человеческие ценности. В конце концов, вы окончательно впадете в страсть, и будете воспринимать всё сущее лишь как бездушные материальные объекты.

Доводилось ли вам откровенно беседовать с индийцами, уехавшими в США и воспитавшими там своих детей? Как подобает образованным людям, родители разделяют материалистический подход к реальности, при этом по привычке придерживаются простых религиозных ценностей, что впитали с молоком матери у себя на родине. Но их дети, выросшие за границей, сразу окунаются в бешеную американскую жизнь.

Воспитанные в США и с детских лет отравленные материализмом в сочетании с чувственным образом жизни, они отвергают даже элементарную мораль своих родителей и торопятся стать первостатейными гедонистами.

А как вам такое оправдание: «Сакральный мир — поле деятельности религии, а внешний мир — прерогатива науки. Пусть религия изучает духовный мир, чем бы он ни был; а науке оставьте исследование реальности».

Индийская духовная классика, Бхагавад-гита, отрицает эту риторику. Господь Кришна, как известно, объявляет Себя повелителем и духовного, и материального миров. Ахам сарвасья прабхаво : «Я источник всех духовных и материальных миров. Всё исходит из Меня». Ити маттва бхаджанте мам : «Мудрецы, постигшие это, служат и поклоняются Мне всем сердцем» (Бг 10:8) Истинную ценность имеет учёность лишь того, кто осознал Кришну как первопричину материального и духовного проявлений.

А потому знатоки духовной науки, практикующие сознание Кришны, «не изгоняют» Кришну за пределы материального мира. Хотя материальная вселенная не идёт ни в какое сравнение с духовным планом, она тоже исходит из Кришны. Давайте же свяжем материальную энергию с её источником! В этом и состоит подлинное всеобъемлющее знание.

Материальная наука, пытаясь контролировать природу, обезличивает так называемую объективную реальность, как если бы этот феномен существовал независимо от субъективного опыта. Так, согласно общепринятой вере, мир, в сущности, лишен личностных свойств и субъективности. Опираясь на эту иллюзию, учёные-материалисты закрепляют за собой право игнорировать трансценденталистов с их проповедями, которые, вопреки науке, продолжают верить, что духовное знание базируется исключительно на субъективном опыте.

Все слышали, к примеру, о сотнях свидетельств того, что у статуи Девы Марии выступали слёзы на глазах. Как бы там ни было, у непробиваемых материалистов уже готов ответ: «Эти чудеса — не более, чем плод воображения экзальтированных людей, так фанатично преданных своей религии, что им и впрямь могли привидеться слёзы на глазах у статуи. Вот до чего доводит вера!» А далее

Навигация:

Страница 20
Страница 19
-- Страница 18 --
Страница 17
Страница 16