Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 20 ------

Лекции (Девамрита Свами) - Страница 20

работаем с ними. Объединив разум и сердце, мы прилагаем максимум усилий для духовных исканий. Надо признаться, это приносит подлинное наслаждение, когда ты взаимодействуешь с реальным миром — миром бхакти.

Согласно мифу современной науки, в мире не существует ничего, кроме материи и законов физики, управляющих ею. Я знаю, что многие из присутствующих с головой погрузились в эту иллюзию. Тогда я спрашиваю вас: «Если вокруг одна лишь материя, значит, вам всё нипочём?» Будь, что будет; просто химические элементы сгруппируются определённым образом. Ну, например, никто не должен протестовать, если сейчас я возьму кого-нибудь из студентов и выброшу в окно. Этот студент — лишь сгусток материи и ничего больше, разве не так? Материя студента соединится с материей тротуара под окном. Какие проблемы? Но нет, вы не примете такие рассуждения, потому что интуитивно — хотя и бездоказательно — чувствуете: существует что-то ещё. Так что же оно собой представляет? Однако нужно потратить время, чтобы изучить, осознать и прочувствовать это самое «нечто».

Жизнь в сознании Кришны – это уникальный и увлекательный процесс, а очищение ума с целью освобождения от влияния материи — необыкновенное занятие. Научиться контролировать ум и чувства и стать невосприимчивым к соблазнам общества потребления — вот начало истинной свободы. Благодаря бхакти-йоге вы избавитесь от вожделения, гнева и жадности. В противном случае, обуреваемые страстями, вы не способны к глубокому осмыслению.

Каждый из присутствующих, я уверен, имеет опыт поиска предмета в состоянии, когда ум охвачен беспокойством. Вы можете обшарить всю комнату, но пока ум возбуждён, вам не заметить потерянной вещи, даже если она лежит перед самым носом. Каждому доводилось терять драгоценное время подобным образом. Точно также, когда страсть к потреблению или чувственному наслаждению туманит ум, вы не замечаете присутствия духовной реальности, в форме сознания, например, хотя «оно стоит прямо перед вами».

Возвышенное состояние сознания Кришны – венец всех ваших усилий. Это лучшее, чего можно достичь. Бхагавад-гита (6:22) утверждает:

«Когда йог достигает этой ступени совершенства, именуемой трансом, или самадхи, его ум полностью отстраняется от материальной деятельности. Благодаря чистоте ума он обретает способность видеть своё истинное «Я», и оно становится для него источником радости и счастья. Обретя удовлетворение, йог своими духовными чувствами ощущает безграничное духовное блаженство. Постигнув истину, он уже никогда не забывает её и считает, что нет ничего превыше её. Такой человек не теряет самообладания, даже сталкиваясь с величайшими трудностями. Вот подлинная свобода от страданий, возникающих от соприкосновения с материальным миром».

Уже с первых шагов своего духовного восхождения к уровню чистого сознания вы начинаете чувствовать эту реальность. Я знаю, что кто-то из вас не успокоится до тех пор, пока не войдёт во вкус духовной науки: она и вправду доставляет наслаждение. А другие скажут: «Конечно, я верю, что слова свами соответствуют истине, но у меня своя жизнь. Мы живём в практичном мире, и я уже избрал свой маршрут». Но спрошу вас — насколько практичен мир, который не понимает сам себя, мир, который не знает самой среды, дающей ему способность к восприятию окружающего? Это очень непрактично!

Как обрести качества, необходимые для исследования духовной реальности? Каков образ жизни настоящего трансценденталиста? Кто способен воспринимать этот мир как состоящий из материи, духа и их творца? Если вы сможете усвоить это научное знание, то оставите своим детям бесценное наследство.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Вопрос: Вы говорили на лекции о материалистической концепции жизни, относящей всё сущее лишь к производным материи, и упомянули о попытках науки управлять природой, хотя люди не способны контролировать даже собственный ум. Но как отнести ум к разновидности материи, ведь мы привыкли считать материальным только то, что можем воспринять при помощи органов чувств. Однако обнаружить присутствие сознания привычными способами не удаётся. Так можно ли считать сознание и ум тождественными друг другу?

Ответ: Кришна в Бхагавад-гите даёт подробную характеристику ума. Это тонкая материя, которую сознание использует в качестве своего инструмента. Хотя ум существует реально, мы не можем обнаружить его при помощи грубых чувств. Но мало ли вещей на свете, которых мы не чувствуем? Так, к примеру, ни один физик своими глазами не видел электрона, но, обнаружив его следы, учёные заключили, что он существует.

Вы не видите ум, однако имеется академическая дисциплина под названием психология. Точно так же вы не видите душу, но существует нематериальная наука под именем бхакти-йога. Исходя из того, что определённые химические вещества в головном мозге вызывают специфические изменения ментального состояния, светские учёные круги задались целью свести ум и сознание к банальным химическим реакциям совокупности нервных клеток. Несомненно, какая-то взаимосвязь между биохимией нейронов и состоянием ума существует реально. И всё же утверждать, что дело только в этом и низводить сложнейшую проблему сознания до уровня физико-химических взаимодействий — это ничем, как просто верой не назовешь. Почему тогда не допустить, что наряду с электрохимической активностью мозга существуют иные, не физические, механизмы его функционирования. Прошу вас, подумайте об этом.

Вопрос: Молодой человек из Индии, студент престижного института, то и дело попадает под

Навигация:

Страница 22
Страница 21
-- Страница 20 --
Страница 19
Страница 18