и сколько раз заходило солнце в те «счастливые» дни, что он проводил в любовных наслаждениях в обществе своей возлюбленной. Теперь, когда Урваши покинула его, Пурурава корил себя вновь и вновь («Шримад-Бхагаватам», 11.26.9):
ахо ме атма-саммохо йенатама йошитам критах
крида-мригаш чакраварти нарадева-шикхаманих
«Хотя меня считают могучим непобедимым воином, предводителем всех властителей Земли, я всего лишь жалкая собачонка, во всем послушная воле женщины».
Пурурава укорял себя в слабости и слепоте: даже отвергнутый своей возлюбленной, он продолжал жаждать ее общества и мечтал вновь, как и прежде удовлетворять с ней свои плотские желания («Шримад-Бхагаватам», 11.26.11):
кутас тасйанубхавах сйат теджа ишатвам эва ва
йо ‘нвагаччхам стрийам йантим кхара-ват пада-тадитах
«Где мои могущество, влияние и власть? Подобно ослу, которого лягает в морду ослица, я бегу за женщиной, которая давно меня оставила».
Когда осел приближается к ослице с желанием заняться с ней сексом, ослица больно лягает его. Точно также страдает материалист, когда пытается удовлетворять свои плотские желания».
Пурурава уже сказал о том, что знание и отречение бесполезны, если человек использует их силу для того, чтобы привлечь к себе женщин, вместо того, чтобы направить их на самоосознание.
Йошит-санга, общение с женщинами, чрезвычайно неблагоприятно и опасно для человека, который стремится продвигаться по пути бхакти. Как мы видим, «Шримад-Бхагаватам», царь всех шастр, содержит множество свидетельств в пользу этого утверждения.
В беседе с Уддхавой в одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам» (глава 14) Кришна говорит о том, что йошит-санга порождает привязанность и усиливает стремление человека к материальным удовольствиям. Кришна говорит («Шримад-Бхагаватам», 11.14.30):
на татхасйа бхавет клешо бандхаш чанйа-прасангатах
йошит-сангад йатха пумсо йатха тат-санги-сангатах
«Из всех видов рабства, проистекающих из материальной привязанности, нет более сильного, чем то, что возникает из привязанности к женщинам или близкого общения с мужчинами, привязанными к женщинам».
Как было сказано ранее в нашем повествовании, даже после того, как царь Пурурава в течение долгого времени наслаждался обществом своей прекрасной возлюбленной, он не обрел удовлетворения. То же самое испытал царь Яяти. Свой жизненный опыт он выразил в стихе, которым и будет уместно завершить наше повествование:
на джату камах каманам упабхогена шамйати
хавиша кришна-вартмена бхуай эвабхивардхане
«Невозможно потушить огонь, вливая в него топленое масло - наоборот, в этом случае огонь будет гореть еще сильнее; точно так же, невозможно потушить огонь вожделения, удовлетворяя чувства; чем больше человек посвящает себя чувственным наслаждениям, тем с большей силой разгорается в нем огонь страстей. Поэтому единственный способ избавиться от страсти состоит в том, чтобы ограничить деятельность чувств, заняв их в преданном служении Господу».
6 СТУПЕНИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ
вишвам йад этат сва-танау нишанте
йатхавакашам пурушах паро бхаван
бибхарти со йам мама гарбхаго бхуд
ахо нр-локасйа видамбанам хи тат
«Во время разрушения весь космос вместе с созданными движущимися и неподвижными существами входит в Твое трансцендентное тело и без труда удерживается там. Но теперь этот трансцендентный образ родился из моего лона. Люди не поверят в это и будут насмехаться надо мной».
Комментарий Его Божественной милости
А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады:
Как объясняется в «Чайтанья-чаритамрите», любовное служение Верховной Личности Бога бывает двух видов: айшварья-пурна, исполненное благоговения, и айшварья-шитхила, без благоговения. Настоящая любовь к Богу начинается с айшварья-шитхилы, которое основано лишь на чистой (ни чем не мотивированной) любви.
преманджаначхурита- бхакти-вилочанена
сантах садайва хрдайешу вилокайанти
йам шйамасундарам ачинтйа-гуна-сварупам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
Брахма-самхита 5.38
«Чистые преданные, чьи глаза умащены бальзамом премы, духовной любви, желают видеть Верховную Личность Бога в облике Шьямасундары, Муралидхары, в руках которого покоится флейта. Этот образ легко доступен жителям Вриндаваны, поскольку они любят Верховную Личность Бога как Шьямасундару, а не как Господа Вишну или Господа Нараяну, которому поклоняются жители Вайкунтхи, очарованные его богатствами. Хотя Деваки не находится на уровне Вриндаваны, ее положение близко к нему. На уровне Вриндаваны матерью Кришны является Яшода, а в Матхуре и Двараке мать Кришны - Деваки. В Матхуре и Двараке любовь к Господу Кришне смешана с восхищением Его богатствами, но во Вриндаване богатства Верховной Личности Бога скрыты.
Существует пять ступеней в любовной служении Верховной Личности Бога - шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья. Деваки находится на уровне ватсальи. Желая иметь отношения с Кришной в настроении родительской расы, она просила Верховную Личность Бога убрать Свой образ Вишну, в котором проявлены все Его богатства. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур очень хорошо разъясняет этот факт в своем объяснении данного стиха.
Бхакти, Бхагаван и бхакта не принадлежат к материальному миру. Это подтверждается в «Бхагавад-гите» (14.26):
мам ча йо вйабхичарена
бхакти-йогена севате
са гунан саматитйаитан
брахма-бхуйайа калпате
«Тот, кто занят духовной деятельностью в чистом преданном служении, мгновенно превосходит свойства материальной природы и возвышается до духовного уровня».
С самого начала своей деятельности в бхакти человек закрепляется на трансцендентном уровне. Поэтому чистые преданные Кришны Васудева и Деваки находятся за пределами материального мира и не подвержены материальному страху. Однако и в трансцендентном мире существует похожая концепция, концепция трансцендентного страха, возникающего из-за сильной любви.
Как утверждается в «Бхагавад-гите» (бхактйа мам абхиджанати йаван йаш часми таттватах) и подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» (бхактйахам экайа грахйах), без бхакти невозможно понять духовное положение Господа. Бхакти можно рассмотреть в трех состояниях, называемых гуни-бхута, прадхани-бхута и кевала; и в соответствии