Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 10 ------

Гоур Говинда Свами - Према-юга - Страница 10

вишва-рупа декхи арджунер хайла бхай

сакхйа-бхаве дхарнитйа кшамапай карйа винай

«Когда Кришна явил Свою вселенскую форму, Арджуна стал очень почтительным с Ним. Он просил прощения у Кришны за пренебрежительное отношение к Нему, тому, кого прежде считал своим другом».

Арджуна молился Кришне, хе кршна хе йадава хе сакхети - «Я обращался к Тебе, «О Кришна, О Ядава, О друг мой!» Вихара-шаий-асана - «Мы ели и спали вместе. Иногда я шутил с Тобой. Ты - такой великий, такой устрашающий. Я виноват! Пожалуйста, прости меня». Арджуна молил Кришну о прощении. В благоговении и почтении присутствует страх. Но у Судамы и Субалы нет благоговения и почтения. Их отношения с Кришной - это вишрабха-сакхья. Они говорят, Туми кено бара? На, туми ами саман - «О Кришна, чем Ты лучше нас? Нет! Мы с Тобой равны!» Они борются с Кришной, играют с Кришной, залезают Кришне на плечи, выхватывают пищу изо рта Кришны, а Кришна хватает пищу из их ртов. Так где же благоговение и почтение?

Вибхишана и Сугрива - это тоже сакхья-бхакты, но они побаиваются Господа Раму. Бывает так, что они не решаются подойти к Нему. В них есть страх и почтительность. Но Шридама и Субала - Враджабхуми-сакхи; не боятся Кришну. Они подобны частям тела Кришны. Если ваша стопа касается вашего же тела, вас это не смутит и не напугает. Но если вы нечаянно коснетесь стопой тела другого человека, то станете просить прощения: «Ох, дандаваты, извините меня, я виноват». Аналогично, Шридама и Субала подобны частям тела самого Кришны. Такова вишрамбха-сакхья. В ней нет благоговения и почтения. Это частая сакхья.

Родительская любовь

ватсалйа-бхакта - мата пита, йата гуру-джан

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.190

Во Вриндаване преданные, имеющие родительскую любовь, - это мать Яшода и отец Нанда Махараджа, а в Двараке родители Господа - Васудева и Деваки. Есть и другие старшие, которые преданы Господу в родительской любви.

Васудева и Деваки находятся в ватсалйа-расе. У Нанды и Яшоды тоже ватсалья-раса, но между ними есть разница. Когда Кришна появился в тюрьме Камсы, Он предстал в четырехруком облике, и Васудева с Деваки возносили молитвы.

аишварйа-джане дунхара мане бхайа хайла

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.196

Когда Кришна вознес молитвы лотосным стопам Своих отца и матери, Васудевы и Деваки, они оба почувствовали благоговение, почтительность и страх из-за знания о его величии.

Когда Кришна явился в четырехруком облике в тюрьме Камсы, Васудева и Деваки возносили молитвы, потому что их ватсалья-раса смешана с джнаной и айшварьей. Они боялись и поэтому возносили молитвы. Но Нанда и Яшода никогда не молились Кришне. Когда Кришна был малышом двух-трех лет, Когда Он едва-едва начал ходить, Нанда Махараджа говорил Ему: «Кришна, принеси мои деревянные сандалии». И Кришна приносил их, ставя Себе на голову. Нанда и Яшода никогда не кланялись Кришне и не молились ему.

Акрура забрал Кришну с Баларамой в Матхуру, и Кришна не мог вернуться. Все Враджа-васи ощущали острую боль разлуки с Кришной, и Кришна в Матхуре тоже думал о них. Это чистая любовь. Днем и ночью Кришна постоянно думал о сильной чистой любви жителей Враджа-бхуми, Своих отца и матери, мальчиков-пастушков и в особенности гопи во главе с Радхарани. Кришна всегда думал о том, как помочь Своим преданным, как утешить их. И тогда Он послал Уддхаву: «Поезжай во Враджа-бхуми и передай это послание любви».

Богатство уменьшает любовь

Уддхава - ученик Брихаспати. Брихаспати является джнани. Поэтому Уддхава был джнани-бхактой, хотя он дорог Кришне. В одиннадцатой песни “Шримад-Бхагаватам” (11.14.15) Кришна сказал Уддхаве:

на татха ме прийатама

атма-йонир на шанкарах

на ча санкаршано на шрир

наиватма ча йатха бхаван

«Ни атма-йонир Брахма, ни Шанкара Шиваджи, ни Мой брат Санкаршана, ни Моя супруга Лакшмидеви, ни даже Я Сам не так дорог Себе, ча йатха бхаван - насколько дорог Мне ты, О Уддхава».

И все-таки, Уддхава - это джнани-бхакта. У него есть джнана, но нет премы. Это смешанная бхакти. Когда присутствуют джнана и айшварья, любовь уменьшается - рати санкучита.

аишварйа-джнана-прадханйе санкучита прити

декхийа на мане аишварйа - кевалара прити

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила 19.196

«Когда преобладает богатство, любовь уменьшается. Но на уровне кевала преданный считает себя равным Кришне, даже, несмотря на то, что видит Его безграничное могущество».

Аишварйа-джнана-прадханйе санкучита прити. Когда прити, любовь, смешивается с джнаной и айшварьей, знанием и богатством, то происходит прити санкучита - любовь уменьшается. Декхийа на мане айшварйа - кевала прити - чистая любовь не имеет примесей. Шрила Прабхупада упоминает в комментарии, что есть два вида любви: айшварья-пурна, исполненная благоговения, и айшварья-шитхила - свободная от благоговения. Настоящая любовь к Богу начинается с уровне айшварьй-шитхила, когда нет примеси джнаны и айшварьи. Это враджа-према. Она достижима только во Вриндаване, во Враджа-бхуми, и больше нигде. Во Вриндаване прити не уменьшается. Во Вриндаване, Враджа-бхуми айшварья полностью покрыта мадхурьей, сладостью. Но в Матхуре и Двараке мадхурья покрыта айшварьей. Во Враджа-бхуми, если кто-то видит айшварью, то не обращает на это своего внимания. В этом разница между ватсалья-расой Васудевы и Деваки и ватсалья-расой Яшоды и Нанды Махараджа.

Когда Уддхава приехал во Враджа-бхуми, он встретил Нанду и Яшоду. Они горевали, переживая боль разлуки с

Навигация:

Страница 12
Страница 11
-- Страница 10 --
Страница 9
Страница 8