(неясный, дымчатый), поскольку бхава на этом уровне выражена неявно (несколько скрыта) подобно огню, который застилает дым. Я не буду сейчас вдаваться в подробности этого вопроса и даю вам лишь общее представление. Для тех же, кто желает более детально изучить эту тему, я рекомендую обратиться к книге «Уджджвала-ниламани», в которой Шрила Рупапада объяснил все тонкости этой науки.
Царицы Двараки, жены Кришны во главе с Рукмини, не поднимаются выше уровня анурага и проявляют саманджаса-рати. Его описывают как чандраканта-мани - чрезвычайно редкий драгоценный камень, который ценится несравненно выше, чем камень мани. Такая бхава уже не замутнена, она ясная и сияющая (уджджвалита-бхава).
Третий вид рати, самартха-рати, проявляет Шримати Радхарани и враджа-гопи, Ею возглавляемые. Их любовь доходит до высочайшего предела - махабхавы. Радхарани - ее олицетворение, махабхава-сварупини. Это состояние невозможно постичь с помощью материального разума, поскольку оно находится за границами мирской логики.
Самартха-рати сравнивают с драгоценным камнем каустубха. На этом уровне возлюбленные (герой-наяка и героиня-найика) чувствуют себя единым целым, проявляя экибхута-бхаву. Сливаясь воедино, Радха и Кришна превращаются в Гауру.
На ступени самартха возлюбленная (найика) напрочь забывает обо всех семейных правилах благочестия. Гопи отбрасывают все ограничения, связанные с семейными традициями, хотя обычно их невероятно трудно преодолеть (дустьяджа): кула мана (честь семьи), дхарма (наставления писаний), дхаирья (спокойствие), ладжджа (стыд). Такое самопожертвование - признак бескорыстной любви. Единственное, о чем думают гопи, - о счастье своего возлюбленного. Услышав глубокой ночью звук флейты Кришны, они оставляют все дела и бегут к Нему, пробираясь сквозь джунгли Вриндаваны. Когда муж одной гопи не пустил ее к Кришне, связав по рукам и ногам, она оставила тело, не видя смысла в жизни без своего возлюбленного. Но даже перед смертью она думала только о Его счастье и обратилась к мужу: «Пожалуйста, не сжигай моего тела после смерти! Если ты сделаешь это, Кришна будет страдать от страшных мук. Но если Он придет спросить обо мне и увидит мое мертвое тело, это принесет Ему небольшое утешение». Такова сила любви на стадии самартха-рати. Поэтому в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.285) Рупапада написал:
премаива гопа-раманам
кама итй агамат пратхам
«Хотя порой отношения Кришны и гопи кажутся основанными на вожделении, они покоятся на платформе чистой любви».
лока-дхарма, веда-дхарма, деха-дхарма, карма
ладжджа, дхаирйа, деха-сукха, атма-сукха-марма
дустйаджа арйа-патха, ниджа париджана
сва-джане карайе йата тадана-бхартсана
сарва-тйага кари’ каре кришнера бхаджана
кришна-сукха-хету каре према-севана
«Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.167-169
«Ради любовного служения Кришне и Его наслаждения гопи терпели брань и наказания от родственников и пренебрегали всем: общественными устоями, наставлениями писаний, телесными потребностями и удовольствиями, совершением действий ради будущего блага, предписаниями варнашрама-дхармы и даже заботой о собственных семьях - всем тем, от чего так трудно отказаться».
Почему Кришна покинул гопи
Према - это пятая пурушартха, высшая цель жизни. Чтобы вознести эту чистую любовь на недосягаемый уровень, Кришна покинул Вриндавану, оставив Радхарани и Ее гопи страдать от острых мук разлуки. Чувство разлуки (вираха) - высочайшая ступень развития премы. Вираха поддерживает жизнь в преме, без нее прему постигнет акалах-мритью - безвременная смерть. Вот почему Кришна уехал в Матхуру, а затем в Двараку. Так проявилась Его величайшая милость: это позволило гопи испытать боль (сладость) разлуки с Ним. Вираха означает «разлука на внешнем уровне и встреча - на внутреннем». В то время, как милана (встреча) означает «встреча на внешнем и разлука на внутреннем уровне». Поэтому вираха - высочайшая ступень развития премы. Гопи и Махапрабху испытывают эту бхаву - острую разлуку с Кришной. Кришна пришел как Гаура, чтобы испытать Самому любовь Радхарани (радхаях праная-махима кидришах). Так исполнилось три Его желания.
шри-радхайа пранайа-махима кидришо ванайаива-
свадйо йенадбхута-мадхурима кидришо ва мадийах
саукхйа часйа мад-анубхаватах кидришам вети лобхат
тад-бхавадйах самаджани шачи-гарьха-синдхау хариндух
«Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.6
«Желая постичь славу любви Радхарани, удивительные качества Кришны, которыми способна наслаждаться только Радхарани благодаря Своей любви, и счастье, которое Она испытывает от сладостной любви Кришны, Верховный Господь Хари принял Ее настроение и явился из лона Шримати Шачи-деви, подобно тому, как луна восходит из океана».
Почему гопи выходят замуж?
Шрила Рупа Госвами в «Уджджвала-ниламани» (19 глава, «Кришна-валлабха») описывает, как темной ночью, услышав звуки флейты, гопи бегут к Кришне через джунгли Вриндаваны. В это время Йогамайя создает их иллюзорные тела-копии, которые остаются дома вместе с мужьями. Таким образом, мужья ни о чем не подозревают.
Без паракия-бхавы вкус любви будет неполным. Для того, чтобы испытать паракия-расу, гопи выходят замуж. Однако на самом деле Кришна - их единственный муж. Поэтому Кришну называют Гопинатха, Гопикантха, Радханатха, Радхаканта - единственный господин и повелитель Радхарани и гопи. Большинство преданных не могут сейчас понять эти возвышенные предметы. Они должны просто слушать.
джайа джайоджджвала-раса сарва-раса-сар
паракийа-бхаве джаха браджете прачар
«Шри Враджа-дхама-махимамрита»,10
«Слава, слава сладостным отношениям возлюбленных, которые превосходят все другие расы и которые Кришна устанавливает во Врадже в форме божественной паракия-бхавы».
Расхождения во мнениях Дживы Госвами и Вишванатхи Чакраварти
Существует некоторое расхождение во мнениях Дживы Госвами и Вишванатхи Чакраварти Тхакура относительно паракия- и свакия-бхавы, иными словами, относительно вопроса, выходят ли гопи замуж за Кришну (паракия-бхава относится к тайнам любовным взаимоотношениям с Кришной, когда Его возлюбленная находится замужем за другим мужчиной. Свакия-бхава относится