Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 21 ------

Гоур Говинда Свами - Према-юга - Страница 21

к легитимным супружеским любовным взаимоотношениям к Кришной, таким, как например, у цариц Двараки). По мнению Шрилы Дживы Госвами, в праката-лиле (проявленных играх Кришны в материальном мире) гопи являются паракия-канта, то есть выходят замуж (не за Кришну). Джива Госвами утверждает, что эта паракия-бхава временна. В апраката-лиле (на Голоке Вриндаване) они все замужем за Кришной (свакия-канта).

Однако мнение Шрилы Вишванатхи Чакравартипады таково: как в праката-, так и в апраката-лиле Враджа-гопи являются паракая-канта. Он приводит в доказательство следующие доводы. На уровне свакия-бхавы проявляется саманджаса-рати - состояние, характерное для цариц-жен Кришны, таких, как Рукмини и Сатьябхама. Враджа-гопи же находятся на уровне самартха-рати, поэтому во всех лилах проявляют паракия-бхаву. Это единственное расхождение между Дживой Госвами и Вишванатхой Чакраварти Тхакуром. Но это расхождение имеет определенный смысл.

Как гопи обрели Кришну

Как Враджа-гопи обрели Кришну? Ведь они не изучали шастры, не совершали аскетических подвигов, не давали суровых обетов, которым следовала, например, Адити (пайо-врата-видхи), не следовали строгой садхане. Им удалась обрести Кришну только благодаря сат-санге. Обычно под сат-сангой мы позразумеваем общение с садху. Но в данном случае сат-санга - это общение с Криной, возможность иметь Его постоянный даршан. Другое значение этого слова в данном контексте - общение с нитья-преяси, вечно освобожденными гопи, самыми близкими спутницами Кришны. Кто же из них самая лучшая?

Радха выше Чандравали

Шрила Рупа Госвами в «Уджджавала-ниламани» писал: радха мадхава дева мадхаве наива радхика. «Из всех Его возлюбленных для Кришны нет никого дороже Радхарани». Он объясняет, что любовь Радхарани, Ее рати, называется мадху-снеха. Она подобно меду, который при нагревании густеет и становится слаще. Рати Чандравали называется гхрита-снеха. Она подобна гхи, которое при нагревании плавится и становится жидким. Такова разница между рати Радхарани и Чандравали (Когда девушка питает почтение к своему возлюбленному, ее снеха сравнивается с гхи (гхрита-снеха): благоговение и уважение прохладны и тверды, словно гхи. Точно так же, как масло само по себе не очень вкусно, но приятно лишь, когда его смешивают с другими продуктами, гхрита-снеха приятна только в соединении с другими состояниями экстатической любви. Мадху снеха характеризуется сильным чувством обладания по отношения к возлюбленному. Это состояние полно сладости и действует опьяняюще на возлюбленных, поскольку содержит в себе бесчисленные вкусы любовных отношений; по этой причине его сравнивают с медом (мадху)).

Есть две группы гопи (ютхи). Одну возглавляет Чандравали, а другую - Радхарани. Каждая ютха делится, в свою очередь, на более мелкие группы. Эти группы возглавляют ютхешвари - такие гопи, как Чампакалата, Тунгавидья, Индулекха и другие. Существует бесчисленное множество (ананата) гопи, сакхи и манджари. Как в группе Радхарани, так и в группе Чандравали - коти (санскрит - 10 миллионов) и коти, кроры (бенгали - 10 миллионов) и кроры (миллионы и миллионы) гопи. Но из них двоих Радха - выше:

тайор апй убхайор мадхйе

радхика сарватхадика

махабхава- сварупейам

гунаир ативарийаси

Рупа Госвами, «Уджджвала-чинтамани», Радха-пракарана, 3,

Цитируется в «Чайтанья-чаритамрите», Ади-лила, 4.70

«Из этих двух гопи (Радхарани и Чандравали) Шримати Радхарани выше всех отношениях. Она - олицетворение махабхавы и превосходит всех других гопи по Своим удивительным качествам».

9 ЧАЙТАНЬЯ МАХАПРАБХУ - РАСАРАДЖА МАХАБХАВА

Ри Чайтанья Махапрабху пришел в этот мир не только для того, чтобы учить юга-дхарме. В первую очередь, Он принес кришна-прему. Он дает эту прему через посредство пения святых имен Господа. Раздавать кришна-прему, которую трудно обрести даже Брахме, - это миссия Шри Чайтаньи Махапрабху. Поэтому говорится, что Он есть самое милостивое воплощение Бога, маха-ваданья аватара. В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 23.1) сказано:

чирад адаттам ниджа-гупта-виттам

сва- према-намамритам-ударах

а-памарам йо витатара гаурах

кришно джанебхйас там ахам прападйе

«Самый великодушный Господь, Шри Гауракришна раздавал всем, включая низших из людей, Свое самое тайное сокровище - любовь к Самому Себе и Свое полное нектара святое имя. Никто и никогда ранее не давал миру того, что принес Шри Чайтанья Махапрабху. Поэтому я вновь и вновь склоняюсь перед ним».

Он - Сам Кришна; поэтому Он раздает сва-према-намамриту, Свою собственную прему. Он делает это посредством Своего святого имени, которое подобно нектару. Говоря о Махапрабху, Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами называет Его адбхута-аударья, удивительно великодушным. Почему это так? Потому что он дает чирад адатта, то, что не давал никто никогда ранее. Что же Он дает? Ниджа-гупта виттам - он без ограничений раздает Свое самое сокровенное сокровище. Он дарует его даже самым грешным (памара), самым падшим. Поэтому я принимаю прибежище и предаюсь ему, самому великодушному, самому милостивому Гауре.

Кришну называют лила-пурушоттама, высший из тех, кто совершает лилы (божественные развлечения); Господь Рама - марьяда-пурушоттама, высший из тех, кто поддерживает принципы ведического этикета; но Шри Чайтанья Махапрабху - према-пурушоттама, высшее воплощение кришна-премы. Он дает прему всем без ограничений.

Два проявления Божественности - расараджа и махабхава, объединились в образе Шри Чайтаньи Махапрабху. Кришна - расараджа, царь и вместилище всех настроений божественной любви. Радхарани - махабхава, олицетворение высшей ступени премы. Что же касается Махапрабху, то Он является объединенной формой этих двух: эки бхута анга према-пурушоттама. И именно из Его уст исходят эти священные имена:

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе/

харе рама харе рама рама рама

Навигация:

Страница 23
Страница 22
-- Страница 21 --
Страница 20
Страница 19