два «крыла» - правое и левое. Чандравали возглавляет правое крыло, а Радхарани - левое. Поэтому Радхарани называют ваманги; Она проявляет вама-свабхаву - настроение левого крыла. Кришна, который не связан ничем, покорен этим Ее настроением. Он, Верховный Владыка всего, боится потерять радха-прему. Это непостижимо! Игры Радха-Говинды исполнены сладости, но их не так легко понять человеку с мирским складом ума. В песне «Лаласамайи» из сборника «Прартхана» Нароттама даса Тхакур поет:
Рупа-рагхунатха-паде хоибе акути
Кабе хама буджхабо се югала-пирити
«Как мне понять чистую супружескую любовь Радхи и Кришны? Припав к лотосным стопам Рупы и Рагхунатхи, я омою их своими слезами и буду молить об этой беспричинной милости. Иного пути для меня нет».
Любовь Радхи и Кришны не принадлежит этому миру. Она чиста, в ней нет и тени вожделения. Обычному человеку трудно это понять, поэтому такие темы обычно не обсуждаются на публике. Этот предмет - для обсуждения в кругу парамахамс. Гаудия-вайшнавы, последователи Махапрабху, могут беседовать об этом. Чтобы обратиться к Кришне, они просят Радхарани о милости.
Есть две гопи, которые возглавляют остальных, - Радха и Чандравали. Между их группами постоянно происходит соревнование. Но Кришна подчиняется только радха-преме. Бхактивинода Тхакур написал об этом песню:
Шата-коти гопи мадхава-ман
Ракхите нарило кори’ джатан
Бену-гите даке радхика-нам
‘эсо эсо радхе!’ дакхойе шйам
бхакативинода кандийа боле
кинкори корийа ракхо апани
«Гитавали», Шри Радхаштака, песня 7
«Даже миллионы прекрасных девушек-пастушек не в силах увлечь ум Мадхава-Кришны. Темной ночью Он подносит к губам Свою флейту, и она издает имя Радхи: «О, Радха, Радха! Приди! Приди ко Мне!» Бхактивинода рыдает у лотосных стоп Радхики: «О, Шримати Радхарани! Прими меня в круг Своих спутниц, позволь мне стать Твоей близкой служанкой и считай меня Своей собственностью».
Своей флейтой (вену) Кришна зовет Радху и никогда - Чандравали. Никто, кроме Радхи, не может так очаровать Говинду - шата-коти гопи, мадхава-ман, ракхите нарило, кори’ джатан.
В другой песне Бхактивинода Тхакур поет:
кришна-башикаре чандравали-ади
параджай мане хоийа бибади
«Гитавали», Шри Радхаштака, песня 3.
«Чтобы доставить наслаждение Кришне, гопи, возглавляемые Чандравали, принимают роль непримиримых соперниц Радхарани. И все же они признают свое полное поражение, поскольку только Шримати Радхарани может повелевать Кришной».
Гопи правого крыла находятся на стороне Чандравали и стараются привлечь Кришну к ней, но неизменно проигрывают в этом соревновании. Далее Бхактивинода Тхакур поет:
хари-дайита радха-чарана прайаси
бхакативинода шри-годрума -баси
«Тхакур Бхактивинода, житель Годрумы, всегда стремится к лотосным стопам Шримати Радхарани - лучшей из возлюбленных Господа Хари».
Према Радхарани несравненно выше премы Чандравали. Общаясь с Чандравали и ее подругами, Кришна не проявляет качество анукула. Только Радхарани способна приносить полное удовлетворение Кришне, и только с Ней Он - анукула-Кришна. Именно анукула-Кришна (Кришна, находящийся во власти Радхарани) - объект нашего поклонения. Об этом говорит Рагхунатха даса Госвами, наш прайоджана-таттва-ачарья: «Если Кришна один, то как бы страстно Он ни призывал меня к Себе, я не откликнусь на Его зов. Но если с Ним будет Вришабхану-нандини (Радхарани), то даже без его зова я примчусь туда со скоростью мысли».
Что такое чистое преданное служение?
анйабхилашита- шунйам
джнана- кармадй-анавритам
анукулйена кришнану-
шиланамбхактир уттама
Чистое преданное служение начинается тогда, когда садхака преодолевает все уровни смешанного преданного служения: варнашрама-дхарма (следование ведическим общественным правилам), карма-арпана (предложение своего труда Господу), карма-мишра-бхакти (преданное служение, смешанное с корыстными желаниями), гьяна-мишра-бхакти (преданное служение, смешанное с желаниями познать бога с помощью эмпирической философии), привязанность к благочестивым ритуалам (в частности, к церемонии шраддхи, совершаемой во благо ушедших предков), привязанность к изучению Вед, Веданты, «Гиты», Упанишад и логическим спорам на их основе и др. Только тот, кто совершает такое чистое преданное служение, может понять любовь Радхи и Кришны.
рупа-рагхунатха-паде хоибе акути
кабе хама буджхабо се югала-пирити
Лишь по милости Рупы-Рагхунатхи можно стать служанкой Радхарани. Только тогда можно обратиться к Кришне и понять Его. «В обход» Радхарани никто не может совершать любовное служение Ему. Таков смысл выражения анукульена кришнану-шиланам.
Три вида рати
Во многих своих песнях Шрила Бхактивинода Тхакур называет себя служанкой Радхарани. Какое настроение кроется за его словами радха-кинкори хоибо кория («Я стану служанкой Радхарани»)? Что значит быть служанкой Радхарани? Бхактивинода объясняет это в своих стихах («Шаранагати», «Гитавали», «Гита-мамла», «Кальяна-калпатару»). Настроение разлуки, которое выражено в них, называется випраламха-бхава, или вираха-бхава; оно являет собой высочайший уровень любви к Богу. В этом состоянии можно полностью ощутить вкус према-расы - чистой любви - и насладиться им.
Чтобы понять, каково настроение служанки Радхарани, нужно разобраться в науке о рати. Шрила Рупа Госвами в «Уджджвала-ниламани» посвятил целую главу вопросу о различных видах рати. Обычно этот термин определяют как «Супружеские отношения», но такой перевод не может во всей полноте отразить различные оттенки смысла этого слова.
Существует три вида мадхурья-расы, или мадхурья-рати: садхарана, саманджаса и самартха. Каждая из них соответствует определенной ступени любви к Кришне. Према имеет различные уровни и развивается в такой последовательности: према, снеха, мана, праная, рага, анурага, бхава и, наконец, махабхава. Любовь Кубджи находится на уровне премы, и такой вид рати называется садхарани. Его сравнивают с драгоценным камнем (мани-сварупа), потому что он очень редок (дурлабха). Но другая его характеристика - дхумайита