Шивы. Недалекие люди
часто допускают
ОСКОРБЛЕНИЕ — ЭТО БЕШЕНЫЙ СЛОН
эту ошибку и действуют, исходя из телесных представлений о жизни. А это, в
свою очередь, приводит к тому, что они наносят все больше и больше
оскорблений лотосным стопам великих душ».
Итак, если Господь Шива простил Дакшу, почему же Дак-ше пришлось страдать
многократно? Почему прощение Господа Шивы не оградило его от реакций за
оскорбление?
Ранее в том же комментарии Щрила Прабхуиада подсказывает нам ответ:
«Великий человек может простить все нанесенные ему оскорбления, но Кришнане прощает оскорблений, нанесенных пыли со стоп великой личности».
Б своей «Бхакти-сандарбхе» (265.57-8) Щрила Джива Гос-вами говорит:
сат-прабхритисв апарадхе ту тат-саитошанартханам эва санта-та-нама-
киртанадикам самучитам... уктас ча нама-каумудйам— махад-апарадхасйа бхога
эва нивартаках тад-аиуграхо ва
Для того, чтобы искупить оскорбление, нанесенное великой душе, человек
должен удовлетворить эту личность, полностью отдав себя процессу
бхаюпи, начинающемуся с повторения святых имен. «Нама-каумуди»
подтверждает это: «Оскорбление возвышенного преданного можно
искупить, либо пережив все последовавшие за этим бедствия, либо
заслужив благосклонность этой личности».
Если бы Дакша обрел расположение Господа Шивы, он бы ни в коем случае
не столкнулся с реакциями своего оскорбления. Но «Бхагаватам» (4.7,16)
утверждает, что Дакша получил лишь прощение Господа Шивы (кшама), а
не его расположение (ануграха). Продолжая считать себя тестем Господа
Шивы, он так и не смог увидеть его возвышенное положение и потому не
смог получить его милость.Это важное различие можно проиллюстрировать одним житейским
примером. Представьте, что некто занял у вас денег, а через какое-то время
этот некто приходит к вам, очень извиняется, и говорит, что не может
вернуть долг. Вы скажите: «Ну, ладно, ты мне ничего не должен». Вы
можете простить его, но понравится ли вам такое его поведение? Конечно,
нет. Удовлетворение можно почувствовать только, когда долг отдается
согласно обещанию. Подобным же образом, вымоленное и дарованное
прощение — далеко не то же самое, что заслуженное благословение и
благосклонность вайшнава. Если человек действительно обретет
расположение вайшнава, это защитит его от наказания со стороны Кришны.
В отличие от Дакши, Дурваса Муни осознал, что для того, чтобы искупить
совершенное им оскорбление, он должен предаться Махарадже Амбарише.
Он немедленно склонился к стопам праведного царя и великого вайшнава, и
тут же был освобожден. Он сделал это, хотя был знаменитым садху, а
Махараджа Амбариша — лишь простым царем.
Другой пример мы найдем в игре Шрилы Гададхары Пан-дита и Пундарики
Видьянидхи, которую описывает Шрила Вриндаван дас Тхакур («Чайтанья-
бхагавата», Мадхья-лила, 7.44-113). При виде материального процветания
Шрилы Пундарики Видьянидхи, сомнения закрались в ум Гададхары Пан-
дита. Позже, осознав истинное положение Видьянидхи Маха-шайи,
терзаемый угрызениями совести, Гададхара ощутил потребность принять
инициацию у Пундарики, чтобы полностью избавиться от своего прошлого
оскорбления.Гаура-таттва
Таура-татва подобна океану, безграничному океану. Очень трудно
погрузиться в этот океан. Чистый преданный, тот, кто обрел всю милость
Махапрабху, может погрузиться в воды этого священного океана и добыть
божественный жемчуг из его недр. Гаура-бхакти — это высшее
совершенство. Я не знаю, как далеко нам было позволено зайти. Шри
Чайтанья Махапрабху — самое милостивое воплощение, Он удивителен, Он
— воплощение божественного великодушия.
кайвалйам наракайате тридаша-пур акаша-пушпайате
дурдантендрийа кала-сарпа-патали проткхата дамштрапате
вшивом пурна-сукхайате видхи-махендрадиш ча китайате
йат-карунйа-катакша-вайбхавам там гаурам эва стумах
Для удачливого человека, на которого милостиво взглянул Господь
Гауранга, кайвалья, или мукти (безличное освобождение) — это ад, райские
удовольствия — акаша-пушпа, цветы, растущие в небе (то есть,
галлюцинация), сильные, неподвластные чувства — безопасные змеи, у
которых вырвали ядовитые зубы, вся вселенная для него наполняется
счастьем, а Брахма, Индра, и другие полубоги и могущественные личности
становятся незначительными, как навозные черви. Такова сила од-
* Лекция Гоур Говинды Махараджа, прочитанная 1марта 1992, в городе Бхуванешвар,
И.НДИЯ.ного милостивого взгляда Махапрабху. Гауранга Махапрабху очень милостив.
Кто-то может очень строго следовать принципам Варнаш-рамы, другой человек
может совершать изысканную пуджу божеству Кришны, кто-то еще может
посетить все святые места в мире, или изучить все священные писания, но до
тех пор, пока каждый из этих людей не примет прибежища у лотосных стоп
гаура-прия-джана, дорогих преданных Гауранги Махапрабху, пока он не станет
служить им с величайшей преданностью, он не сможет обрести према-бхакти.
Према-бхакти есть исключительно редкое достижение в этом мире,
Прабходананда Са-расвати говорит: «В этом материальном мире трудно
обнаружить формы чистого сознания. Материальный мир состоит из авидьи,
невежества. В этом мире человек может иметь блестящее образование, знать
наизусть все шастры, но при этом оставаться в невежестве относительно
положения Шри Гауранги Махапрабху. Несмотря на все свои познания, он
может не знать того, что Чайтанья Махапрабху — это Верховная Личность Бога.
Все знание такого горе-ученого бесполезно, ибо оно не поможет ему достичь
освобождения; все, что ему останется, это вновь и вновь рождаться и умирать.
Если человек не примет прибежища у Шри Чайтаньи Махапрабху, того, кому
поклоняются все полубоги во главе с Брахмой и Шивой, если не станет
совершать бхаджану Шри Чайтаньи, он будет вынужден оставаться в
материальном мире, не имея шансов на спасение. Все Беды (в том числе
Пураны и Упанишады) свидетельствуют о славе Шри Чайтаньи Махапрабху. Но
есть одна особая Упа-нишада, посвященная исключительно Ему. ЭтаУпанишада называется «Чайтанья-упанишад». Упанишады — это лучшая часть
Вед. Существует огромное (на самом деле, бесчисленное) количество
Упанишад, и одна из них носит имя «Чайтанья-упанишад».
ГАУРА-ТАТТВА
Топи Враджи испытывали божественное безумие, переживая кришна-прему;
подобно этому према-пуругиотама Шри Гауранга всегда находился в состоянии
божественного безумия. В гаура-лиле это состояние было явлено Им в полной
мере. Именно в этом состоянии, настроении радха-бхавы, Шри Гауранга
совершал Свою према-нама-санкиртану. Гаурачандра никогда не попадал во
власть иллюзорной энергии. Он всегда пребывал в Своей сварупе. Поэтому Он
смог