Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 46 ------

Гоур Говинда Свами - Лотос божественной любви - Страница 46

курванти пе мудха

вайшнаванам махатманам

патанти питрибхих сардхам

маха-раурава-самджните

ханти ниндати вай двешти

вапшнаван набхинандати

крудхйате йати но харьиам

даршане патанани cam

Есть шесть видов вайшнава-апарадхи: (1) убить вайшнава. Нет страшнее

оскорбления; (2) поносить вайшнава] (3) не предложить поклоны при

встрече с вайшнавом; (4) злиться на вайшнава — кродха каре; (5) не

испытывать радости при виде вайшнава; (6) двешти, дурно думать о

вайшнаве. Человек может ничего не говорить, но про себя думать: «Ну, кто

он такой?» «Сканда-Пурана» говорит: патанти питрибхих сардхам маха-

раурава-самджните — не только сам оскорбитель отправляется в ад, но и

целые поколения его предков.

Слушание оскорбителя тоже может быть оскорблением

Шрила Джива Госвами пишет: вайшнава нинда шраване пи доша уктах —

если вы слушаете критику вайшнава, вы также совершаете оскорбление. В

«Бхагаватам» говорится:

ниндам бхагаватах шринвамс

тат-парасйа джанасйа 6а

тато параити пах со пи

йатй адхах сукритач чйутах«Любой, кто не покинет место, где критикуют Верховного Господа или Его

святого преданного, падет и лишится всего благочестия».

В «Бхакти-сандарбхе» Джива Госвами комментирует этот j стих

«Бхагаватам»:

тато пагамас часамартхасйаива;

самартхена ту ниндака-джихванхеттавпа;

татрапй асамартхена сва-прана-

паритйаго пи картавйах

Шастры говорят, что если вы слушаете такую критику, то вы совершаете

апарадху. Лучше вам уйти. Если же вы не можете уйти, и если у вас естьтакая сила — отрежьте язык тому, кто поносит вайшнава, чтобы он никогда

больше не смог говорить подобные вещи. Но если вы не можете ни отрезать

оскорбителю язык, ни уйти, тогда вам следует совершить самоубийство.

Вайшанав должен думать так: «Лучше мне расстаться с жизнью — сва-

прана-паритйаго пи картавйах». Если вы не поступите одним из

вышеупомянутых способов, вы станете оскорбителем. В Четвертой песни

«Бхагаватам» приводится пример Сати, супруги Шиваджи и дочери

Праджапати Дакши. Вай~ шнаванам йатха шамбхух— «Шиваджи великий

вайшнав. Его тесть, Дакша, критиковал его и этим нанес ему оскорбление.

Дакша проводил жертвоприношение. Он пригласил всех своих дочерей с их

мужьями, всех, кроме Сати. Сати тоже хотела пойти, но Шиваджи сказал ей:

«Не ходи. Нас не приглашали». «Разве нужно приглашение, чтобы пойти в

отчий дом?» — ответила Сати и отправилась одна. Если бы она знала, что

ждет ее на этом празднике! Ей пришлось услышать, как ее отец Дакша

оскорбляет Шиваджи, лучшего из вайшнавов. И что она могла сделать? Она

не могла отрезать язык у своего отца, не могла она и уйти; поэтому она

совершила самоубийство. Вайшнава-

ОСКОРБЛЕНИЕ — ЭТО БЕШЕНЫЙ СЛОН

апарадха очень серьезна, очень опасна. Нельзя допускать ее. Ее нельзя

исправить. Она ваджра-лепа, подобна следу от удара молнии. Папа,

греховная деятельность, подобна дхули-лепе, налету пыли, который легко

стирается. Но ваджра-лепу, след от удара молнии стереть невозможно.

Только вайшнав, которого вы оскорбили, может простить вас. Иначе этого

исправить нельзя. Даже Верховный Господь говорит: «Я не могу изменить

это».

Господь сказал Дурвасе Муни: «Иди и моли прощения у Амбариши

Махараджа. Как только он простит тебя, опасность минует. Иначе

Сударшана-чакра никогда не оставит тебя в покое».

Ученик: Преданные порой думают: «Этот преданный не совсем вайшнав, он

еще неофит, поэтому нормально, если я думаю о нем что-нибудь такое».

Гоур Говинда Свами: Не слушайте таких разговоров.

Ученик: Трудно не слушать такие разговоры.

Гоур Говинда Свами: А вы думаете, легко обрести Кришну? Это

одновременно и очень легко и очень трудно. Вы думаете: «Я буду

заниматься ерундой и получу Кришну». Как это называется? Грезы! Все не

так просто.

Ученик: То есть любой человек может быть вайшнавом.

Гоур Говинда Свами: Джива — это вайшнав. Дживера сва-рупа хайа

кришнера нитйа даса — сварупа дживы — это вайшнав. Но мы этого не

видим, не видим, потому что мы — негодяи, мы деградируем, мы

вырождаемся. Мы — слепцы! У нас нет духовного видения. Разве можем

мы видеть сварупу? Мы видим только внешнее, материальное, мы видимлишь физическое тело. У нас нет глаз, чтобы видеть душу. Но каждая джи-

ва — это слуга Кришны, дживера сварупа хайа кришнера нитйа-даса. Так

сказал Махапрабху. Настоящий садху, парама-хамса, выражает почтение

всем и каждому. Амани манада —нужно не ждать почтения для себя, а быть всегда почтительным к окружающим.

Садху не выкажет неуважения даже по отношению к муравью. Он видит, что

муравей — это джива.

И, прежде чем вы соберетесь выразить почтение садху, знайте, что садху уже

предложил вам поклоны в своем уме. В обычной жизни, для деловых

отношений у нас есть понятие «высшего» и «низшего», «старшего» и

«младшего». Но садху выказывает почтение всем и каждому

Ученик: Достаточно ли вымолить прощение?

Гоур Говинда Свами: Во второй главе Четвертой Песни «Шримад-Бхагаватам»

описывается, как Дакша, сын Господа j Брахмы, устроил великое

жертвоприношение, но по ходу дела нанес оскорбление совершенному

вайшнаву Господу Шиве. Шиваджи не воспринял это оскорбление всерьез, и

впоследствии раскаявшийся и плачущий Дакша был прощен. С благословения

Шивы Дакша смог завершить свое жертвоприношение. Но вопреки

полученному прощению, Дакше пришлось расплачиваться за нанесенное им

оскорбление. В «Шримад-Бхагаватам» (4.30.48) говорится: йасйам махад-

аваджнанад аджанй аджана-йониджах — в результате оскорбления, нанесенного

Господу Шиве, Дакша был вынужден родиться вновь, на этот раз в более низкой

семье кшатриев. И в этом следующем рождении Дакша умудрился снова

нанести оскорбление, на этот раз — лотосным стопам другого чистого

вайшнава, Шри Нарады Муни. Джива Госвами объясняет, что это оскорбление

Нарады было еще одним результатом того, предыдущего оскорбления,

нанесенного Шиве. Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами

Прабхупада описывает это в своем комментарии к «Бхагаватам» (4.4.13):

«Он (Дакша) нанес оскорбление лотосным стопам Господа Шивы, поскольку

считал, что его тело, которое было причиной появления на свет тела Сати,

занимает более высокое положение, чем тело Господа

Навигация:

Страница 48
Страница 47
-- Страница 46 --
Страница 45
Страница 44