мучйате
деха-йогена тавот, «... поэтому до тех пор, пока в душе не пробудится
любовь к Господу Васудеве, Кришне, она будет вынуждена вновь и вновь
рождаться в материальном теле». Тот, кто обрел любовь к Васудеве,
Кришне, Хари, тот достигает совершенства и предназначения человеческого
воплощения, этого тела, чувств, ума и разума. Это подтверждается в
Десятой песни «Шримад-Бхагаватам» (10.87`.2): буддхиндрийа-манах-
пранан джананам асриджат прабхух, «Верховный Господь наделил живые
существа материальным разумом, умом, чувствами и жизненным воздухом,
чтобы они могли удовлетворить свои желания чувственных наслаждений».
Вновь и вновь говорится об этом. Многие йоги, джнани, тапасви и сиддхи
совершают жесточайшую садхану, налагают на себя епитимьи и обеты, но
не могут обрести кришна-прему. В.Сатья-югу великий святой Вишвамитра
Муни подвергал себя жестокой аскезе в течение 60 тысяч лет, но что он
получил в итоге? Смог ли он увидеть Кришну? Обрел ли он кришна-прему?
Когда к нему пришла небесная куртизанка Менака, он был обольщен ее
неземной красотой, и ему пришел конец! Поэтому мы говорим, что только
удачливый человек может обрести кришна-прему.Кришна привлекает к Себе. Кришна соединяет влечение и наслаждение. Он
привлекателен даже для бога любви. Сейчас мы очарованы Купидоном, но
когда нас привлечет Кришна, наКупидона мы уже не взглянем. Чудесная форма Кришны не даст нам
бросить и взгляда на уродливую ъеА,ьму-майю. Но Вишва-митра даже
после 60 тысяч лет аскез не утратил влечения к ней. Даже миллионы
жизней, посвященных строжайшей сад-хане, не даруют кришна-прему,
чинмайа-вастпу, дар Голоки. Према трансцендентна, нематериальна и
непостижима, ачин-тпъя. Следует осознавать это. Гаудия-вайшнавы,
близкие спутники Махапрабху называют прему пара-татшвой, Наивысшей
истиной, поскольку она обращена к Кришне. Б комментарии Прабхупады
говорится: «Весь мир существует благодаря существованию любви,
премы». Об этом же говорят шрути-мантры. Этот мир исходит из према-
ананды, и он поддерживается лишь ей. Мы должны стремиться к преме, она
наша конечная цель, садъя-васту, иначе все наши шаги будут дорогой в ад.
Все вайшнавы-ачарйи, шрути-мантры, все Веды говорят: «Наивысший
предел ананды — према. Она проявляется в любовных отношениях,
которые связывают между собой любящих.
В «Уджджвала-ниламани» Щрила Рупа Госвами, наш учитель, раса-ачарйа,
описывает прему: йад бхава-бандханам йу-нох са према парикирпштах.
«Према —¦ это узы любви, и эти узы вечные и неразрывные, нестареющие
и волнующие». Даже если кажется внешне, что према исчезла, она
продолжает существовать, о чем и говорится в комментарии Прабхупады;
«...между Господом и преданным устанавливаются очень близкие
отношения. Такой преданный уже никогда не будет потерян...». У этой
короткой фразы глубокий подтекст. Не понимая смысл слов Рупы Госвами
из «Уджджвала-ниламани», мы не сможем понять Прабхупаду. Мы говорим:
«Нам достаточно книг Прабхупады, мы будем читать только их и все
поймем!» Но разве смогли бы мы понять все эти высказывания Шрилы
Прабхупады? Прабхупада дает сжатый комментарий с глубоким подтекстом.
Рупа Госвами говорит:
ВРАДЖА-ПРИЕМА В «БХАГАБАД-ГИТЕ»
сарватха дхвамса-рахитам
сатйапи дхвамша-каране йад бхава-баидханам йунох
са према пари киртитах
Хотя внешне может казаться, что настал конец, према не погибает,
любовные узы между Бхагаваном и преданным, бха-ба-бандханам не
разрушаются, ибо они вечны. В материальном же мире нет ничего, что мы
могли бы назвать любовью.
Приводится пример: если сгустить сок сахарного тростника, получитсясахар. Если продолжать нагревать его, получится леденей. А если нагревать
дальше, получится сладость, которая в Индии называется кханда мишры.
Что происходит с премой, когда она становится еще слаще, поднимаясь все
выше и выше? В «Уджджвала-ниламани» Рупа Госвами описывает эти
стадии: спеха, мака, пранайа, рага, анурага, бхава, махабхава, руддха-
махабхава, адхируддха-махабхава и мадапакъя-махабхава, которая есть
самый высший предел. Махапрабху, Сам Кришна, пришел в настроении ?
ЯА,хярани,радха~бхаве (которая есть маданакъя-махабхава), чтобы даровать
миру прему. Он — пре-ма-пурушоттама, и Он дарует наивысший дар,
маданакъя-махабхаву, чувство Шримати Радхарани.
Стремление Господа
Когда мы говорим о приходе Шри Гауранги Махапрабху, нужно понимать,
какова причина Его явления. Есть два вида причин: внешние и внутренние.
Внешняя причина — это нама-према прачаре йуга-дхарма прачара-
кали-йуга дхарма хой хари-санкиртана этад артхе аватирна шри
шачинандана
«/Дхарма Кали-юги, юга-дхарма— хари-санкиртана. С этой целью и явился
Шри Шачинандана».
эй капе бхагавате сарва татва сара киртан нимита гаура чандра аватара
Санкиртанапка-джанакау — Он отец хари-санкиртаны. Он — Шри Гауранга
Махапрабху. Кали-йуга сарва дхарма хари-санкиртана, сарва пракашила
чайтанйа-нарайаиа. Это цитата из «Шри Чайтанья-Бхагаваты».
кали-йуге санкиртана дхарма париваре аватирне хойла прабху сарва пари-
каре
Со Своими спутниками и атрибутами, со Своей дхармой, Шри Гауранга
Махапрабху приходит в Кали-югу, особенно в эту Кали-югу, для того, чтобы
устанавливать юга-дхарму, нама-
СТРЕМЛЕНИЕ ГОСПОДА
према прачара, и чтобы раздавать према-дхану, сокровище любви. Главный плод
этой харинама-санкиртаны — обретение кришна-премы и обретение Самого
Шри Кришны. Махап-рабху предлагает и свободно, безо всяких ограничений,
раздает эту кришна-прему.
апамар витатара брахмара дурлабха према саба каре йачхе патита памара нахи
банхе
Даже Господу Брахме невероятно трудно достичь премы, но Шриман
Махапрабху раздает ее широко и свободно. Она достается даже патита памара,
самым деградировавшим, самым греховным, таким, как Джагай и Мадхай.
Поэтому Его зовут Шри Према Пурушоттама Шачинандана Гауранга.
Пять тысяч лет назад Шри Кришна пришел в Своей изначальной форме и во
время курукшетра-лилы передал через Арджуну Свое послание всему
человечеству — «Шри Бхагавад-гиту». Он дал сокровенные, более сокровенные
и самые сокровенные наставления. Самое сокровенное Его наставление — ман-мана бхава над бхакто, мад-йаджи мам намаскуру. Это самое сокровенное
наставление Господа. Заключительное наставление Гиты — сарва дхарман
паритйаджйа, мам-экам таранам враджа. «Оставив все разнообразие дхармы,
просто предайся Мне». Он говорит об этом теоретически, но не учит, как
предаться на самом деле.
Завершив" Свою киху в конце Двапара-юги, Шри Кришна вернулся в Свою
обитель, Голоку Вриндавану, и, поскольку Он единственный благодетель и
благожелатель всех живых существ, размышлял: «Я передал через